Зерноспасатели
В очень внушительном списке отличившихся и награждаемых работники токов и хлебоприемных предприятий расположатся где-то ближе к концу. Опять же по традиции, словно подчеркивающей их не самый весомый вклад в общее дело. Но не в этом году! Многочисленные дожди, ставшие для одних сущим наказанием, позволили зерносушильщикам проявить себя во всем блеске мастерства, выносливости и крепости духа. Если бы не эти люди, кто знает, сколько бы зерна пропало. И если осенью о жаркой рабочей атмосфере на полях говорят скорее образно, то на зернотоках бывает жарко по-настоящему.
Сегодня в Кочковском районе два действующих хлебоприемных предприятия (ХПП). Одно из них в хозяйстве — акционерном обществе «Решетовское», что достаточно редкое явление и в масштабах области. ХПП было построено в середине 50-х годов, что, как нетрудно догадаться, являлось частью масштабного процесса освоения целинных и залежных земель. Удивительный факт: по замыслу ХПП и элеваторы тех лет постройки рассматривались как сооружения на ближайшую перспективу, на первое время. Потом, видимо, собирались построить что-то более масштабное и основательное. Но многие планы так и остались на бумаге, а эти сооружения даже спустя полвека верно служат нынешним поколениям хлеборобов. И если бы не ряд конструктивных особенностей той поры, то современникам бы пришлось весьма туго.
С виду — обычный зерновой склад, разве что немного старомодный, такие уже давно не строят. Но внутри «старичок» 1957 года постройки «нафарширован» на загляденье. Главное достоинство — верхняя галерея, по которой зерно может автоматически поступать на сушку. Склады такой модели мне встречались в области, но вот с работающей транспортировкой зерна не припомню. А ведь помещения-то внушительные — каждый из трех складов на ХПП в «Новорешетовском» способен вместить свыше 4 тысяч тонн зерна, или около 70 железнодорожных вагонов. Доведись сейчас такую массу зерна перелопачивать почти вручную — не избежать беды.
— Хлеб с полей поступал очень сырой, — говорит главный агроном хозяйства Владимир Прохоренко, — при ГОСТе по влажности 13,5 процента реально имеем 17 — 18. Залежись такое зерно в складе — и сразу начнет «гореть».
Пока же на работе «горят» сотрудники ХПП. Организовано три восьмичасовые смены, то есть режим — круглосуточный. Сами мужики говорят, что это еще нормально, бывало и в две смены пахали. Сама технология сушки в принципе давно отработана, а зерно проходит через потоки воздуха, нагретого до 350 градусов по Цельсию. После такой «бани» шансов у излишней влажности не остается. Только вот на просушку ежесуточно уходит по 3 — 4 тонны солярки, что заметно повышает итоговую себестоимость зерна. С поля оно, условно говоря, поступает уже по 3—3,5 тысячи рублей, а после обработки на ХПП можно смело накидывать рублей 400 — 500. Неудивительно, что крестьяне так болезненно реагируют на низкие закупочные цены рынка, но это уже другой разговор.
Но, наверное, одно из главных событий этой осени в районе, что в полную мощь заработал ХПП в райцентре. Причин тут, как минимум, две. Первая — вхождение в состав холдинга под «крылом» Кудряшовского свинокомплекса. У этого предприятия есть свое хозяйство — ЗАО «Быструха» в Кочковском, а также и в ряде других районов. Для своего зерна понадобились сушильное хозяйство и приспособленные склады. А тут и дождливый год подоспел, так что многие захотели воспользоваться услугами возрожденного ХПП.
— У нас емкость складов 32 тысячи тонн, — говорит директор Кочковского ХПП Сергей Попов, — но уже к началу октября пропустили 36 тысяч. Работаем и со своим, и с давальческим зерном. Хотя, признаться, очень сложно. В предприятие уже вложено свыше 10 миллионов рублей инвестиций, однако это лишь начало. Я вот недавно отправил бизнес-план в Москву на постройку здесь хранилища еще на 20 тысяч тонн зерна. Нужны объемы, потому что пока работаем в «минус». Спасает, что являемся частью холдинга, что всем выгодно — возить зерно на другие ХПП было бы еще дороже. А предприятию есть куда развиваться, особенно хранительному хозяйству — устанавливать датчики, контролирующие параметры зерна, продувы, в целом компьютерную программу контроля. Тут ведь все такое старое — есть один электродвигатель аж 1962 года выпуска. Самое удивительное — работает до сих пор.
С Сергеем Александровичем нельзя не согласиться: вопросы хранения зерна — стратегические, и решать их должен не только частный бизнес, но и государство. Не только ведь в Кочковском районе, а по всему целинному поясу России сотни ХПП, элеваторов, которые безнадежно устарели морально и физически. Строить, возможно, чрезвычайно дорого, но технически переоборудовать необходимо. Сегодня хозяйства Новосибирской, например, области поездят, помыкаются, не у нас, так на Алтае найдут пристанище своему зерну. Лучше переплатят втридорога, а так и происходит, чем просто угробят. А если в масштабах страны, или хотя бы Сибири, подумать. Не в Китае же с Казахстаном нам сушить и хранить зерно в самом деле?
Что же касается наших невидимых героев нынешней жатвы, то низкий им поклон, нашим спасателям хлеба.