Несгибаемые
Но как бы ни «старалась» непогода, ей никогда не добиться одного: согнуть людей, заставить их сдаться. Наш хлебороб из особого теста сделан, его трудностями не напугаешь.
Директор ООО «Кулунда» Андрей Маковецкий на первый взгляд кажется человеком без нервов. Негромкий голос, спокойная речь, никаких «спецэффектов» для прессы. Так и веет уверенностью человека, знающего, что он на правильном пути. И это действительно так, поскольку он на ровном месте создал и довел до ума уникальное в своем роде хозяйство. Являющееся прямо-таки эталоном эффективного ведения сельскохозяйственного производства.
Своими корнями «Кулунда» уходит в абсолютно недалекое прошлое — 1997 год. Тогда в области был задуман эксперимент, вполне перспективный по замыслу. Создать машинно-тракторные станции (МТС), которые являлись бы летучими бригадами, появляющимися в нужное время в нужном месте. И оснащение у станций было шикарным по тем временам — только появившиеся в области комбайны «Доминаторы». Но действительность, увы, оказалась жестче. Высокопроизводительные и дорогие комбайны оказались мало загруженными, спрос на их услуги оказался низок. Да плюс еще не самые экономически благоприятные времена сыграли свою роль. В итоге к 2003 году станции прекратили свое существование.
Но остались люди, которые умели и хотели работать. Выкупив у разваливающейся станции всего лишь пять комбайнов, Андрей Маковецкий положил начало истории ООО «Кулунда». Нетипичность нового предприятия была налицо, ведь не было своей центральной усадьбы, складов для хранения зерна, мастерских для техники. Да и земля, которой по первости было очень мало, тоже не принадлежала хозяйству. Все приходилось арендовать, брать напрокат. Такую зыбкость положения изначально следовало бы считать минусом, но оказалось, что нет безвыходных положений.
Сейчас «Кулунда» становится настоящим собственником. Помогло, как нередко и бывает, чьё-то несчастье. Хозяйство «Ермаковское», хандрившее несколько последних лет, дошло до логической точки — банкротства. Часть активов забрало соседнее «Новорешетовское», часть — «Кулунда». Теперь село Ермаки станет базой, домом для хозяйства. Уже построены склады для хранения зерна, новенькая весовая со столовой, на будущий год начнется строительство огромного зернового склада. В Ермаках будет и контора, которая сейчас находится в райцентре. Директор считает этот этап развития очень важным для хозяйства:
— По сути, — говорит Маковецкий, — мы до сих пор были бездомные. И невозможно предельно эффективно руководить производством, находясь за десятки километров от эпицентра событий. Я спокойно себя чувствую, находясь рядом с людьми, на передовой.
Людям тоже комфортно рядом с Андреем Валерьевичем, и это не просто слова. Механизатор Сергей Пах, ранее работавший в «Ермаковском», очень просто объяснил разницу между прошлой и нынешней работой:
— Главное даже не то, что здесь хорошие деньги можно заработать, хотя и это важно. Для меня ценнее человеческое отношение со стороны директора: он всегда выслушает тебя, поймет. Чтобы голос повышал, я вообще такого не помню. Вот так мы и работаем — без нервотрепки и боязни допустить ошибку.
Психологический климат в коллективе действительно не стоит недооценивать. В «Кулунде», например, работают люди из пяти сел района. Но они настолько дружны между собой, что справляются даже с самыми сложнейшими задачами. Удивительно, но в хозяйстве вообще не пользуются услугами ремонтно-технических предприятий, проводят зимний ремонт самостоятельно. Хотя разобраться с двигателем или коробкой передач — высокотехнологическая задача, которую принято доверять профессионалам. Но механизаторы из «Кулунды» все делают сами — если что-то не знает или не умеет один, ему обязательно поможет коллега. Так, держась друг за друга, и идут вперед.
И все напасти, случившиеся этой осенью, делают людей только сильнее. Такой сложной уборки люди не припомнят лет десять — за весь сентябрь не было ни одного дня, когда бы удавалось поработать на полную катушку. Пришлось даже снова стеблеподъемники использовать, которые несколько лет пылились на складе. Без них полеглый хлеб не убрать. И самое обидное, что стихия не пощадила именно лучшие хлеба и в самых сильных хозяйствах. Изначально район рассчитывал получить не менее 27—28 центнеров с гектара, но теперь придется ограничиться 23—24 центнерами. Хотя, по мнению главы Кочковского района Ивана Ивановича Михайлова, и этот результат очень неплох, многие только мечтают о таких успехах.
В конце концов погода все же смилостивилась над хлеборобами, и с начала этой недели установилась замечательная погода. Десяти погожих дней, которые нам обещают синоптики, будет вполне достаточно, чтобы завершить в области жатву. Хотя самое интересное начнется позже — наступит время сводить финансовый баланс. А хлеб нынче обойдется очень дорого, ведь расходы на сушку и хранение зерна набегают в кругленькую сумму. Многие особой прибыли по итогам года не получат, хотя отчаиваться по этому поводу не стоит. Пример «Кулунды» показывает, что сельхозпроизводство может быть прибыльным. Хозяйство, в котором нет животноводства, хотя многие считают именно эту отрасль основным источником дохода, совершенно не зависит от кредитов. Собственных средств хватает, чтобы строить производственные помещения, обновлять автопарк, платить одну из самых высоких в районе зарплат и уверенно смотреть в будущее. Да, это достигается напряженнейшей работой, но в сельском хозяйстве по-другому и быть не может. При этом у людей остаются силы, чтобы философски воспринимать капризы погоды, не самое лучшее и достойное отношение к своему труду. Многих бы это согнуло, сломило, заставило опустить руки, но не крестьян. Они — несгибаемые.