Александр ЩУЧЕНКО:
«У меня идеальная мужская работа»
Как же учат и как учатся в такой непростой школе? Отвечать на этот вопрос начну с обнародования чуда, которое произошло в начале нынешнего года. Ученица Барабинской вечерней школы Надежда Юрова победила в предметной районной олимпиаде по истории и потом защищала честь района на областной олимпиаде. Когда приехала в Новосибирск, там долго не могли «расшифровать» ее учебное заведение. Что такое ВССШ? Наверное, это первый случай, когда район представляет ученица вечерней (сменной) школы. Разве там бывают столь блестящие ученики?
Оказывается, бывают. Причем не так редко, как все мы привыкли думать. И объяснение простое: даже в вечерних школах, где все так непросто и нестандартно, не перевелись блестящие педагоги. Профессиональные достижения одного из них, Александра Щученко, как раз историка и учителя Надежды Юровой, губернатор на днях отметил своим грантом.
Радость была для всей школы! А с другой стороны, есть тут чему удивляться. Годом раньше Александр Васильевич признан лучшим педагогом за реализацию программы педагогического воспитания. Да такого педагога с руками оторвут в любой элитной школе! Что ж его держит в вечерке?
— Я считаю, — улыбается мой собеседник, — что именно здесь нашел идеальную мужскую работу. Да, школа особенная. Смею предположить, вы даже не представляете, насколько она особенная. Под нашей крышей собрались подростки, молодые и даже совсем взрослые люди. В основном мужского пола. Один в свое время бросил «нормальную» школу, не доучившись. Из-за лени, например. Другой рад бы учиться — нет материальных возможностей. Третьего выдавили из школы за неудобный характер, за дерзость, неумение себя вести и т.д.
Семьдесят процентов наших учеников росли без отца, 90 процентов живут за чертой бедности. Вот отсюда они, их выверты и неуживчивый характер.
Что скрывать, есть у нас и «выпускники» колоний для несовершеннолетних. Есть беженцы из стран СНГ — с большими пробелами в знаниях (по нескольку лет не учились в школе!).
Большая группа учащихся — работающие люди. Вахтовики, таксисты, строители. Жизнь уже изрядно помотала их и на своих суровых уроках доходчиво объяснила: без образования теперь никуда, наверстывайте, пока есть возможность. Для них в школе создано очно-заочное отделение: занятия — два раза в неделю, остальное дотягивают самостоятельно. Это удобно и больших проблем ученикам не доставляет. Разве что тем, кто работает у частников. Те ведь не желают входить в положение ученика, у них главное — интересы бизнеса.
— Когда же расскажете, почему работу свою считаете идеальной для мужчины?
— Я уже говорил, что большинство моих учеников выросли без отца. Вот я и пытаюсь в определенной мере выполнять родительские функции. Не сюсюкаю с ними (взрослые же люди!), слезы-сопли не вытираю. Главное — удержать их в стремлении к знаниям. Много говорим на чисто человеческие темы, обсуждаем житейские ситуации, вечные «что хорошо» и «что плохо». За какие жизненные ценности надо держаться и от каких соблазнов бежать, как от огня. Стараюсь дать им то, что они в свое время недополучили. Подпитываю оптимизмом, стойкостью, мужеством в борьбе с обстоятельствами.
И этим занимаюсь не только я, но буквально каждый член педколлектива. Вечерняя школа, по сути, стала реабилитационным центром. Кто по-матерински помогает своим ученикам, а я вот — по-отечески.
А в так называемых элитных школах я тоже работал. Признаю, ученики там более образованные, начитанные. Чистенькие, хорошо одетые. Безусловно, среди них много умных, талантливых ребят, и, слава Богу, что у них есть возможности реализовать свои таланты. Но я свое место вижу среди моих нынешних учеников — небогато одетых, ершистых, с грузом всевозможных проблем. Поверьте, их есть за что уважать. Через все жизненные ухабы они идут к добру, стараются выправлять судьбу, много работают на эту святую цель.
Я вижу, как от класса к классу растет их интеллект, и они сами это чувствуют. Они пишут интересные исследовательские работы, активно участвуют в работе военно-патриотического клуба «Русский витязь» и вообще в жизни школы.
Сейчас прозвенит звонок и на урок ко мне подойдет 12«в» класс. Это заочники, но столько тут серьезных учеников! Попробуйте им объявить, что урока не будет, — возмутятся до глубины души. Во-первых, им бывает совсем непросто выкроить время для школы, а тут такой «облом»… А во-вторых, началась подготовка к ЕГЭ, и они не хотят сдать экзамен абы как.
И я, конечно, осталась на урок. Буквально через пару минут класс уже сосредоточенно готовил тему татаро-монгольского ига и славного освобождения Руси от этой напасти. А педагог потихоньку меня знакомил со своими «звездами»:
— За первой партой — это Виктор Яшин, один из самых сильных учеников. Светлая голова. Парень уже отслужил в армии, в школу ездит из села Старощербаково. Вика Чемиризова — тоже хорошая ученица, прошлое занятие, правда, пропустила: ребенок затемпературил. А у Анны Чепуриной двое детей, работает штукатуром, семья живет в общежитии, но учится Аня старательно. Евгений Рязанов берется за любую работу, чтобы достойно содержать семью, но в школе бывает отнюдь не набегами — так умеет организовать свое время. Если пойдет учиться дальше, у него и там все получится.
— А куда можно поступить с аттестатом вечерней школы?
— Это обычный аттестат государственного образца, с ним ни в одно учебное заведение путь не заказан. Единственная проблема для большинства наших выпускников — плата за обучение. Поэтому чаще всего они выбирают сельскохозяйственный и политехнический техникумы в соседнем Куйбышеве, железнодорожное училище. В вузы идут единицы.
Ему хочется, чтобы когда-нибудь выпускники школы появились и в числе его коллег. А что, действительно: учитель — достойная мужская работа.