Семья — это любовь
Он был шофером, уходил, пока я еще спал, возвращался поздно. Всю жизнь трудилась и мама. Перед ними стояла вполне определенная задача — обязательно дать высшее образование детям. И нам это вбивалось в голову. Правильно — неправильно?.. Сейчас, оценивая все с высоты прожитых лет, становится ясно, что, несмотря на трудности, родители делали все ради нас. Наверное, это передалось и нам. Сейчас у меня самого взрослые дети, я старался и стараюсь все сделать для них. Не считаю, что необходимо ставить заоблачные цели, как раньше было: стать космонавтом или еще что-то в этом роде, семья просто должна быть трудовой. Работать, учиться, самосовершенствоваться.
— Есть ли у вас свой секрет крепкой семьи?
— Я считаю, что главное — любовь и взаимоуважение. Тогда любые цели вполне достижимы. К сожалению, сейчас в обществе уделяется мало внимания обычным семьям. Принято говорить о негативе, о проблемах. Может быть, год Семьи позволит именно обратить внимание на обычные семьи, на то, что должно быть в идеале.
— Однако надо рассказывать и о тех, кто не может пройти мимо чужой беды, о тех, кто берет на себя ответственность за жизни брошенных детей…
— Не спорю, конечно, надо писать и говорить о тех людях, которые берут на воспитание чужих детей, но мне очень не нравится сегодняшнее отношение государства к этой проблеме. Помню, во времена моей молодости были случаи, когда мать лишали родительских прав, но это было редко, кроме того, каждый суд сопровождался слезами, мольбами несостоятельной матери, видно было, что ей стыдно. Теперь же все иначе. Нередко после суда так называемые мамаши улыбаются, вроде бы решили свою проблему. Биологических сирот ведь очень мало, в основном социальные. А в последнее время происходят совершенно абсурдные случаи. Матери специально отказываются от детей, чтобы бабушки оформили на внуков опекунство и получали еще деньги за воспитание. Правильно ли это? Если бабушка и дедушка воспитали так своих детей, что те отказались от малышей, можно ли им доверять в дальнейшем? А кроме того, возникает другой вопрос: уж не бизнес ли это? И это потому, что сменились ценности.
— Каков же, по-вашему, выход из ситуации?
— Мне кажется, государству, всем нам вместе — от президента до каждого гражданина — нужно определить позицию, решить, что хорошо, а что плохо. Нужно заставить нерадивых родителей если не воспитывать ребенка, то принудительно работать и платить алименты. Сейчас же все ставят почему-то другие вопросы: сколько бюджетам выделять денег на воспитание приемных детей, стоит ли содержать детские дома и другие. Ну как это так — приезжаешь в школу, а учителя говорят: родители получили детские и теперь гуляют, пьют! Такого не должно быть! Нужно поменять приоритеты, нужно помогать тем, кто, зачастую из сил выбиваясь, воспитывает своих детей, решает жилищные проблемы, трудится иногда на нескольких работах. И надо рассказывать о них. Ведь любому ребенку будет приятно, если про его отца — передовика производства — напишут в газете, поздравят за какие-либо достижения, пусть даже в ходе работы. Я давно уже сделал традицией поздравлять лучших сельчан, отличившихся в уборке урожая, прямо в поле. И стараюсь лично выехать туда после каждого подведения промежуточных итогов.
— Что, помимо этого, делается в вашем районе в плане помощи семье и детям?
— Мы участвуем практически во всех программах, реализуемых областью, ищем и другие пути решения проблем. Вот, например, развитие спорта. В последние пятнадцать лет, к сожалению, физическое развитие, спорт, в том числе и массовый, оставались на втором плане после проблем выживания. И мы получили то, что есть: целое поколение спортом не занимается вообще. Теперь приходится исправлять положение. Хотелось бы построить как можно больше стадионов и спортивных площадок. Несколько лет назад в Сузуне мы начали заливать катки. Поначалу они пустовали, становилось даже обидно: выискиваешь деньги, а люди не идут, но теперь посмотрите — в магазинах возник дефицит коньков! А катки стали местом встреч! Мы решили теперь залить катки пусть не в каждом селе района, но в большинстве, чтобы сельчане также имели возможность приобщиться к спорту. Теперь самой основной проблемой для нас является строительство спорткомплекса, сейчас выбираем площадку, готовим документацию. Работает у нас спортивно-оздоровительный клуб «Гармония». Мы подумали, что если женщины будут иметь возможность заняться спортом, то и дети, глядя на матерей, приобщатся. Проводим мы и различные спортивные мероприятия для ветеранов, но с тем условием, чтобы каждый, кто участвует, привел с собой сына или внука. Что же касается улучшения демографической ситуации, то ведь без решения экономической, социальной проблем ее не исправишь. Радует то, что все-таки рождаемость у нас с каждым годом увеличивается.
— Для молодой семьи самая, пожалуй, насущная проблема — жилищная.
— Строительство жилья для нас один из приоритетов. Причем возводим не элитное жилье, а обычные домики. Если проедете по окраинам, увидите, как много строится коттеджей, и большая часть — молодыми семьями. А мы стараемся помогать всеми силами: готовим участки, проводим коммуникации за наш счет, помогаем подешевле приобрести лес, песок, кирпич. Все это у нас в Сузуне есть. Конечно, строительство — дело затратное и длительное, но все кредиты, выделяемые нам, мы осваиваем и будем осваивать. Мы где-то в пятерке районов по объему строительства, но этого недостаточно. Думаю, к Новому году будет решена проблема с нехваткой мест в детских садах Сузуна. Сейчас идет строительство нового здания, кроме того, мы объединяем приют с интернатом, а здание также отдадим детям.
Вот сколько проблем мы затронули, но это лишь небольшая часть того, что нужно сделать, ведь все: и дороги, и развитие предприятий, и образовательные программы, социальные проекты, направленные, казалось бы, в какую-либо определенную сферу, — в целом решает проблему каждой отдельной семьи. Мне бы хотелось пожелать им любви, терпения, взаимопонимания и добрых больших целей, пусть даже на первый взгляд труднодостижимых.