USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Орган — воплощение Вечности...

Юлия КОНЮШЕНКО, Анна ЕПИХИНА, Татьяна КОЛОТОВА. Студенты-музыковеды Новосибирской консерватории.
190-18.jpg
190-18.jpg



Именно в это время известным немецким органным мастером Герхардом Шпалеком разрабатывалась концепция будущего «короля инструментов». Тремя годами позже — 22 сентября 1968 года — состоялось торжественное открытие нового 43-регистрового инструмента, строительством которого занималась знаменитая немецкая фирма «Вильгельм Зауэр». С тех пор Новосибирская государственная консерватория становится первым в Сибири центром органной культуры. В ее Большом зале вот уже сорок лет регулярно проводятся концерты и фестивали, пользующиеся огромной популярностью.

В рамках нынешнего фестиваля с огромным успехом прошли три концерта, на которых присутствовали люди, имеющие самое непосредственное отношение к появлению первого в Сибири инструмента такого масштаба: господин Петер Фресдорф, президент фирмы «Зауэр»; бригада интонаторов и ассистентов, которая в течение трех месяцев настроила 3199 труб; экс-президент фирмы господин Герхард Шпалек, а также давние друзья и почетные гости консерватории — немецкий органист Дитер Кегельман и дирижер, экс-ректор Высшей школы музыки Гейдельберга-Мангейма, профессор Геральд Кегельман, благодаря деятельности которого стали возможными российско-немецкие музыкальные связи, продолжающиеся в течение почти двух десятилетий.

Тесные творческие контакты между Новосибирской консерваторией и Государственной высшей школой музыки Гейдельберга-Мангейма установились еще в 1990 году. С этого времени и начались регулярные российско-немецкие фестивали, в которых принимали участие ведущие творческие коллективы Новосибирска и Гейдельберга-Мангейма.

Достойным продолжением и памятной вехой в истории органной музыки и российско-немецких творческих контактов явился сентябрьский фестиваль этого года. Слушатели первого концерта стали свидетелями своеобразного музыкального «состязания» титанов немецкой школы — Д. Букстехуде и И.С. Баха, а затем, как отзвуки эпохи барокко, прозвучали сочинения композиторов XX века — «Посвящение Д. Букстехуде» П. Эбена и впервые исполненная в Новосибирске композиция Н. Хакима «Бахорама», представляющая собой коллаж по произведениям И.С. Баха. Публика по достоинству оценила прекрасную игру ведущего органиста Новосибирской консерватории — доцента Натальи Багинской. Причем яркое впечатление от исполняемой музыки усилил визуальный фон — все звучащие композиции сопровождались слайдами с изображением органов Северной Германии и других исторических органных центров.

Второй концерт открылся своего рода приношением инструменту — Фантазией З. Кодаи «Хвала органу» в исполнении органиста Дитера Кегельмана и Камерного хора Новосибирской филармонии под управлением профессора Геральда Кегельмана. Вечер, по словам ведущего, профессора Бориса Робинсона, словно перенес всех присутствовавших на сорок лет назад. А «машиной времени» стал показанный аудитории короткометражный фильм о строительстве органа Большого зала НГК. Драматургия концерта предусматривала и такой эффектный ход: кадры с официального открытия инструмента в 1968 году, на которых профессор Веймарской академии музыки И. Э. Келлер исполняет токкату ре-минор И.С. Баха, внезапно приостановились. Теперь музыка лилась не из динамиков проектора: на сцене «король инструментов» зазвучал вживую. Музыкальную эстафету подхватил Дитер Кегельман, доиграв знаменитое произведение Баха вслед за Келлером, что подарило зрителям удивительное ощущение связи времен, преодоления дистанции в четыре десятилетия.

Эффектным завершением юбилейного вечера стало блистательное исполнение сочинения «Jubilate Deo» Ф. Уилби Екатериной Предвечновой (орган), филармоническим Камерным хором и студенческим хором Новосибирской консерватории «Мегаполис» под руководством народного артиста России Игоря Юдина.

А кульминацией фестиваля был заключительный концерт «Лики Иоганнеса Брамса», программу которого составили как популярные хоровые произведения композитора, так и менее известные его сочинения. Приятно удивляло разнообразие жанров органной, хоровой и вокально-нструментальной музыки. Радовали слух и глаз множество исполнителей и коллективов, выходивших на сцену Большого зала: органист Дитер Кегельман, симфонический оркестр студентов консерватории (руководитель Максим Конарев), молодежный хор «Мегаполис» под управлением Елены Рудзей, хор студентов НГК, Камерный хор Новосибирской филармонии под руководством Игоря Юдина. Дирижировал этой «исполнительской феерией» Геральд Кегельман…

Переполненный Большой зал Новосибирской консерватории благодарно внимал прекрасной музыке и не менее прекрасному исполнению. Возвышенный тон этому музыкальному торжеству был задан выступлением Генерального консула Федеративной Республики Германии в Новосибирске Михаэля Канцлера, по достоинству оценившего значимость обоюдных усилий музыкантов двух народов, двух учебных заведений и городов — российского и немецкого — в деле пропаганды выдающегося наследия национальной и мировой музыкальной культуры.

Для сибирского органа 40 лет — достаточно молодой возраст. Хочется верить, что начатая традиция продолжит свое развитие и в дальнейшем, ведь, по словам Герхарда Шпалека, новосибирский орган еще переживет свой 100-летний юбилей!