Зрелость и молодость — рядом
Организаторы и старожилы изобразительного искусства с радостью отметили: качество работ за 44 года значительно повысилось — выставочный комитет отбирал только наилучшие работы, не уступающие произведениям художников с мировыми именами.
Для региональных организаций художников выставка «Сибирь» — это замечательная возможность пообщаться и обменяться опытом: ведь многим известным художникам уже далеко за 70, им есть что показать молодежи. Опыт столь крупных художественных выставок показывает, насколько важна преемственность в искусстве.
Так, заслуженный художник из Новокузнецка Александр Иванович Брагин — участник первой зональной выставки — рассказал историю своего творческого пути, тесно связанного с историей региональных выставок. «Тогда, в 1964 году, у всех нас было большое воодушевление, члены выставкома сами ездили по городам и весям, отбирая лучшие работы, — вспоминает Александр Иванович. — И отбор был строжайший. С художниками понравившихся работ заключали договоры: произведения для выставок у них выкупали и художник прощался со своим детищем — оно становилось собственностью и достоянием культуры страны (примечание автора: сейчас ситуация иная — работы после выставки возвращаются их создателю, причем участие в выставке абсолютно бесплатное). Как и сейчас, я представил скульптуру в стиле женского портрета, но тогда она была из бронзы, а сейчас — из красного дерева, под названием «Сибирячка». На вопрос, где он добыл столь редкий для нашего региона материал, художник улыбнулся, поведав, что шпон из красного дерева в советское время был отходами мебельного производства, часть остатков по счастливой случайности «перепала» ему, и он бережно расходовал этот уникальный материал в течение многих десятилетий. Женское лицо скульптуры кажется живым, одухотворенное стараниями и внутренним содержанием ее создателя.
Скульптор поделился историей рождения своей «Сибирячки»: натурщицу он случайно встретил в автобусе, профессиональным взглядом сразу приметив, по его словам, «скульптурный тип лица». У девушки не оказалось денег на проезд — художник оплатил, предложив ей в качестве благодарности позировать для скульптуры. Брагин поведал и секреты техники изготовления скульптуры: сначала делается слепок из глины, затем он заботливыми руками художника формуется в гипс и только после этого задействуется основной материал.
Старожил Новосибирского Союза художников, по праву считающийся величайшим мастером в области живописи, Анатолий Никольский представил на выставке свой новый триптих «Уголь Кузбасса». На создание столь серьезного произведения его вдохновила давняя дружба с шахтером, погибшим в шахте несколько лет назад. Друг много рассказывал Анатолию Николаевичу о своей работе и коллегах, а творческое воображение художника цепко фиксировало мысленные образы, переродившиеся впоследствии в замечательные картины, изображающие до мельчайших деталей тонкости нелегкого шахтерского труда. Никольский поделился планами: через год он планирует открытие юбилейной персональной выставки.
Региональная выставка дала большие шансы проявить себя и молодым художникам — организаторы с радостью отметили, что количество молодых участников составляет около 30 процентов.