USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Трудно подниматься с колен

Владимир ПАЛЬЧИКОВ. Фото автора.
185-09.jpg
185-09.jpg



— Нет, там большие и отрадные перемены, — сказал начальник районного управления сельского хозяйства Владимир Шмидт. — Покупают новую технику, поднимаются с колен.

Директора фирмы Александра Дейника нашли в Тайлаково — это через реку от Осинцево. Именно там базируется звено из восьми комбайнов на уборке зерновых культур. Возглавляет его Гумар Гельфанов, который только что, в разгар страды, пересел на новый комбайн «Вектор-410» и вместе со специалистами в этот день доводил его «до ума».

— Думаю, машина еще покажет себя, — сказал нам Гумар. — Ростовская техника довольно надежна, хотя многие отдают предпочтение импортной.

Александр Геннадьевич, директор, повел рассказ о нынешнем дне агрофирмы. Да, перспективы есть и довольно хорошо просматриваются.

— Хозяйство в свое время было обанкрочено, — начал он, — и выкуплено нашим учредителем «Сибэнергобытснабом» в лице директора Виктора Дмитриевича Еременко, который и является хозяином.

Про Александра Дейника я слышал хорошие отзывы: свой в доску человек, всю жизнь проживает здесь, в Осинцево, был шофером, механиком, перед назначением работал главным инженером. И вот теперь директор.

— Прошу учесть, — с грустинкой заметил он, — четвертый по счету.
Руководители меняются, как перчатки. А это тормоз любому делу. Агрофирма в самом деле страдалица. Когда-то здесь был отличный колхоз «Ленинский путь», которым руководил Яков Верлов. Ушел в фермеры, прихватив солидный кусочек колхозной землицы. После того, как началась перестройка, Осинцево неожиданно снова крупно повезло: агрофирму взяли на буксир железнодорожники и охотно вкладывали средства в сельскохозяйственное производство, покупали новую технику, племенной скот, расширили посевной клин и не жалели денег на зарплату. Все это Александр Дейник теперь называет халявой, которая сильно испортила, развратила людей: за малый труд многие имели солидную оплату.

Золотой дождь прекратился так же внезапно, как и начался: железнодорожники, вбухав в агрофирму огромную сумму денег и не получив должной отдачи, бросили ее на произвол судьбы. Хозяйство стремительно покатилось вниз, началась большая растащиловка. Грабили все, что плохо лежит: животноводческие корпуса, технику, стройматериалы. Вскоре появились судебные приставы. Эти работали по-крупному. Александр Дейник чуть не со слезами на глазах вспоминает, как они описали и продали за бесценок два новеньких трактора «Т-4», зерновой комбайн «Енисей», грузовые автомобили и многое другое.

В 2005 году агрофирма посеяла всего триста гектаров зерновых — примерно десятую часть от того, что было когда-то. Скота тоже почти не осталось. Животноводческие корпуса к тому времени разгромили, разграбили сами же колхознички. Правда, теперь уже бывшие. Работы не было. Падать всегда легче, чем подниматься. Об этом знают все хозяйственники, да и простые люди это чувствуют на своей шкуре.
И вот новый шеф, новый учредитель и новые вливания. Спасут ли они на сей раз агрофирму, не повторится ли жуткая процедура банкротства, не приедут ли снова судебные приставы, чтобы за бесценок повторно спустить все добро агрофирмы? Александр Дейник отрицательно качает головой: урок был горький, но весьма впечатляющий, запомнится на всю жизнь. Да и учредитель строг, бережет каждую копейку, следит за ее продвижением. С халявой покончено раз и навсегда.

В агрофирме уже 380 коров. Недавно купили еще сто нетелей в производственном кооперативе «Красносельский». Деньги уже проплачены. И своих имеется 120 нетелей. Таким образом дойное стадо сразу возрастет до шестисот голов.

Проблема в другом: куда их ставить на зимовку? Дейник сумел сколотить строительную бригаду из своих же, тайлаковских и осинцевских, мужиков, которую возглавил Борис Абреков. Они заканчивают капитальный ремонт корпуса для нетелей, в котором будут родильное отделение и профилакторий.

Еще одна строительная бригада прибыла в Осинцево из Новосибирска, от учредителя. Готовит корпус для содержания молодняка по тому самому методу, который успешно используют соседи-старокарачинцы.

— Мы частенько бываем в кооперативе «Советская Родина», — рассказывал Александр Геннадьевич. — Перенимаем опыт. Холодный метод содержания хорош тем, что резко сокращается падеж телят. Для нас это самое главное.

А что касается покупок, то есть и они. Мы уже говорили о комбайне «Вектор-410» звеньевого Гумара Гельфанова. Летом агрофирма приобрела новый кормоуборочный «Дон-680», на котором очень хорошо поработал Андрей Кузнецов. Накосил более сорока тысяч центнеров зеленной массы овса с горохом, люцерны. Купили еще пресс-подборщик, косилку-плющилку, легковой автомобиль УАЗ.

Этим летом в агрофирме заготовили двенадцать тысяч центнеров грубых кормов и почти все вывезли на сенобазу. Подошел второй укос люцерны — и техника уже включена в работу. Убраны, засыпаны на семена овес с пелюшкой и овес с горохом. Дошла очередь и до пшенички. Но окаянные дожди как зарядили, так и не дают продыху земледельцам. Долго ли будет продолжаться ненастье?

Однако герои жатвы уже есть. Отрадно, что это молодые комбайнеры Алексей Янченко и Олег Дейник. Именно на них директор делает основную ставку.

— Это наше будущее, — убежденно говорит он.

Весной 2009 года агрофирма планирует ввести в оборот не менее трех тысяч гектаров пашни, вернуться к тому, что было когда-то.
Особенно примечательно, что в агрофирме есть резерв кадров. Если в Тайлаково сформировано звено по выращиванию и уборке зерновых, то в Осинцево базируется кормодобывающее, которое возглавляет Геннадий Плеханов. Интресен и тот факт, что основным поставщиком механизаторских кадров является не центральная усадьба (Осинцево), а отделение — деревня Тайлаково.

— Так повелось издавна, — говорил директор. — Разве это так важно, откуда мы берем мастеров жатвы, других тружеников? Казалось бы, надо радоваться Александру Дейнику: все есть, учредитель ни в чем не отказывает, а директор полон горьких раздумий. Осталось преодолеть самое главное — психологию людей, привыкших легко «зашибать деньгу».

— Если преодолеем и этот барьер, — сказал Александр Геннадьевич, — агрофирма окончательно и бесповоротно поднимется с колен.