USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Новосибирск как крупнейший транспортный узел мирового класса

182-39.jpg
182-39.jpg



Развитие транспортной системы России предполагает развитие как транспортных коридоров, так и транспортно-логистических узлов.
Узлы должны решать задачи по координации всех участников процесса, комплексного развития различных видов транспорта, складской инфраструктуры, таможни, системы страхования грузов и их информационного сопровождения. Все это позволит обеспечить снижение совокупных издержек и привлечь дополнительные грузопотоки.

При этом необходимо говорить о развитии системы таких узлов на территории России, взаимосвязанных между собой сетью транспортных коридоров.

Данный подход заложен и в утвержденной Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года, в проекте Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

В качестве инструмента реализации Транспортной стратегии выступает утвержденная Правительством РФ Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)», которая одним из крупнейших транспортно-логистических узлов называет Новосибирск.

В силу территориального положения Новосибирская область выполняет функцию крупнейшего транспортного, распределительного и транзитного узла на территории Сибири. Этому способствует тот факт, что помимо проходящих через область Транссибирскую железнодорожную магистраль и федеральную автотрассу «Россия» также имеются: железнодорожный выход в Казахстан и страны Средней Азии; федеральная автотрасса М-52 «Чуйский тракт», обеспечивающая выход в Монголию и Китай; сеть региональных автодорог, связывающих Новосибирск с другими регионами. Важную роль играет такая транспортная магистраль, как река Обь, обеспечивающая выход на Северный морской путь.

Кроме разветвленной сети железнодорожных, автомобильных и водных магистралей, у нас сформировались локальные центры накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций-терминалов, аэропортов, вследствие чего Новосибирск выполняет функции концентрирующего и распределяющего узла. В области расположены такие крупные инфраструктурные объекты, как аэропорт Толмачево, крупнейшая за Уралом контейнерная станция Клещиха, одна из крупнейших в России грузовая станция Инская.

Новосибирская область находится в центре густонаселенной территории, где в радиусе 600 — 650 км проживают 11 — 13 миллионов человек. Транспортное обеспечение жизнедеятельности этого региона во многом осуществляется посредством инфраструктуры Новосибирской области. Новосибирск является опорным пунктом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме обслужить десятки городов Сибири, Алтая, Казахстана и Средней Азии. Следует отметить, что транспортный комплекс играет в структуре экономики области заметную роль. Удельный вес в валовом региональном продукте составляет 12,3%, что превышает общероссийские показатели более чем на 4,5%. На транспорт приходится 22% инвестиций. Грузооборот Новосибирской области составляет одну шестую (16,2%) от общего грузооборота Сибирского федерального округа.

Тем не менее основной резерв и одна из главных концепций развития транспортного комплекса области лежат в сфере совершенствования технологии перевозочного процесса, сокращения времени погрузочно-разгрузочных операций, формирования системы транспортно-логистических центров (ТЛЦ), обеспечения скоординированной работы всех видов транспорта и терминально-складского хозяйства.
В настоящее время в стадии разработки и реализации находится несколько значимых инфраструктурных проектов.

Прежде всего это комплексный проект развития Новосибирского авиационного транспортного узла (хаба) на базе аэропорта Толмачево.
Аэропорт Толмачево осуществляет сообщение с 80 городами России, ближнего и дальнего зарубежья. Он имеет большое значение как пункт транзитной посадки воздушных судов, выполняющих рейсы между Дальним Востоком, городами Западной Европы и Скандинавии, участвует в обеспечении транзитов по кросс-полярным линиям. Реализуется стратегия создания на базе аэропорта Толмачево авиационного транспортного узла мирового класса для комплексного обслуживания авиакомпаний, пассажиров и грузоотправителей, способного обеспечить обслуживание по самым высоким стандартам до 5,5 млн пассажиров в год и обработку грузов в объёмах до 300 тыс. тонн.

Начато строительство грузового терминального комплекса, первая очередь которого (6 тыс. кв. м) введена в эксплуатацию в конце 2007 года и позволила обрабатывать до 150 тонн груза и почты в сутки. После завершения строительства второй взлетно-посадочной полосы в 2009 году повысится категорийность аэродрома и пропускная способность — с 18 до 37 взлёто-посадок в час.

Также в Новосибирской области объективно есть потребность в создании комплекса современных ТЛЦ. Основной задачей мы видим необходимость их концентрации в пригородной зоне Новосибирска, в районе крупных автодорожных и железнодорожных магистралей. С участием инвесторов формируются три крупные инфраструктурные зоны: Западная, Восточная и Южная.

В соответствии с приоритетами развития области реализуется проект создания промышленно-логистического парка (ПЛП) площадью 2000 га на территории, прилегающей к аэропорту Толмачево, в Западной транспортно-логистической зоне. На территории ПЛП будут размещены складские и терминальные комплексы, промышленное производство. Механизм реализации проекта схож с развитием и управлением особой экономической зоной. Объем инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру — 35 млрд руб.

Возросло значение транспортной логистики крупнотоннажных контейнеров. Результаты работы последних лет подтвердили динамику стремительного роста объемов перевозок грузов в 40-футовых контейнерах.

На территории области расположен контейнерный терминал Клещиха, по объему перерабатываемых контейнеров занимающий четвертое место по сети железных дорог России. В связи с высокими темпами роста переработки крупнотоннажных контейнеров, и особенно 40-футовых, разработан проект модернизации и развития контейнерного терминала Клещиха.

Общий объем инвестиций составит 700 млн руб. Одновременно с этим разрабатывается проект коренной модернизации терминала, создания на его базе крупнейшего терминально-складского комплекса, обслуживающего весь регион Западной Сибири. Планируется развитие станции Клещиха, соответствующее поставленным задачам. Проект предусматривает двойное увеличение мощностей по переработке крупнотоннажных контейнеров.

Важное значение для Новосибирского транспортного узла имеет развитие Восточной транспортно-логистической зоны.
Рядом со станцией Иня-Восточная и в непосредственной близости от федеральной автодороги М-53 «Байкал» и Северного автодорожного обхода Новосибирска компанией «Евросиб» создается крупный логистический комплекс.

Проект отличается современным подходом в его технических решениях, начиная с выбора площадки. Компания «Евросиб ТБ» планирует привлечь в Новосибирскую область дополнительные грузопотоки из Забайкалья, Дальнего Востока, Китая, европейской части России.

В Южной зоне «Сибирская транспортно-логистическая компания» ведет создание терминально-складского комплекса в районе Барышево.
Комплекс создается с опорой на одну из крупных грузовых станций Новосибирского железнодорожного узла — Крахаль, в непосредственной близости от крупнейшей сортировочной станции России — Инская.

Это позволит концентрировать грузопоток восточного, западного и южного направлений. Логистический комплекс примыкает к автодороге областного значения с выходом на Новокузнецкую автотрассу.
На расстоянии 1,5 км пройдет трасса Восточного обхода Новосибирска, которая свяжет федеральную автодорогу Москва — Новосибирск — Иркутск с федеральной трассой «Чуйский тракт» и обеспечит проход автотранспорта без захода в город.

Инвестиционные затраты по этому проекту составляют 2,03 млрд руб.
Сеть автомобильных дорог Новосибирской области решает две основные задачи: обеспечивает потребности экономики и населения области и реализует миссию Новосибирска как крупнейшего транспортного узла Западной Сибири.

Одной из основных задач в этой сфере является развитие автодорожных обходов города Новосибирска и дорог в 50 — 70-километровой зоне Новосибирского транспортного узла.

Северный автодорожный обход Новосибирска соединяет федеральные автотрассы М-51 и М-53 — «Байкал» направления «запад—восток». В 2007 году введены в эксплуатацию два пусковых комплекса, что позволило транзитному транспорту, следующему с запада, миновать город и выйти на Томск.

Открытие сквозного движения по Северному автодорожному обходу (с мостовым переходом) запланировано на октябрь 2008 года, окончание всех работ первого этапа — на начало 2009 года. Второй этап (протяженность — 26,4 км, общая стоимость — 3,0 млрд руб.) будет введен в эксплуатацию в 2010 году.

Для вывода транзитного транспорта южного направления из Новосибирска планируется строительство Восточного автодорожного обхода — автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» на участке Новосибирск — Линево с подъездами к городам Новосибирск и Искитим.

Уже разработано и утверждено Росавтодором обоснование инвестиций строительства дороги. В 2006 году начата разработка инженерного проекта, которую планируется завершить в начале 2009 года. Протяженность Восточного обхода составит 101 км, стоимость строительства — 21,2 млрд рублей.

Северный обход будет обеспечивать транзитные связи Кемерово, Иркутска и Томска с западными регионами страны. Между тем большая часть транзитных и межгосударственных автомобильных перевозок осуществляется в направлении: Запад России — Новосибирск — Алтай — Китай.

При такой ситуации строительство Юго-Западного транзита с мостовым переходом через Обь в черте города Новосибирска явно необходимо. В настоящее время развернуты работы по созданию Юго-Западного автодорожного транзита с мостом через Обь в черте Новосибирска, с привлечением частных инвестиций на условиях государственно-частного партнерства. Ведутся обоснование инвестиции данного в целом проекта и разработка инженерного проекта строительства мостового перехода.

Общая протяженность автотрассы — 22 км, длина моста с эстакадой через пойму — 2,2 км. Стоимость строительства Юго-Западного транзита составляет 20 млрд рублей.

В целом дальнейшее комплексное развитие транспортной системы администрация Новосибирской области рассматривает как одно из важнейших направлений экономики, существенный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона. Развитие транспортного сообщения, обеспечивающего выход на наиболее привлекательные рынки, как внутренние, так и зарубежные, является преимуществом при размещении промышленных предприятий и транспортно-логистических центров.