Время надежд, преодолений и реальных дел
Помимо основной экспозиции, которая разместится в залах Новосибирского художественного и краеведческого музеев, в проект вошли еще несколько: «Советская графика» (художники с улицы Советской) в Доме актера, молодежная выставка «Ювенильное море» в Доме ученых, выставка произведений Николая Грицюка последних лет (галерея «Старый город»), выставка карикатуры «Новосибирская кариграфия» («Эксперт-Сибирь») и проект Евгения Юсова «Живопись, графика, анимация» в галерее «Cheрнов».
Одной из важнейших составляющих региональной выставки станут и Шестые республиканские искусствоведческие чтения.
Как удалось запустить и заставить работать всю эту художественную «махину» — ведь такого масштаба выставок в Новосибирске не проходило с 1964 года, — наш разговор с настоящими «пламенными моторами» этого дела, инициаторами и организаторами выставки — председателем Новосибирского отделения Союза художников России, заслуженным художник РФ, графиком Вадимом ИВАНКИНЫМ и членом правления НО СХ России, заслуженным художником РФ, живописцем Михаилом ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВЫМ.
— Какое значение для новосибирцев — и художников, и зрителей — имеет проведение Десятой региональной художественной выставки именно в нашем городе?
Вадим ИВАНКИН:
— Колоссальное. Когда эта выставка затевалась — это был 2003 год, — мы с Михаилом присутствовали на обсуждении итогов 9-й региональной выставки, которая проходила одновременно на двух площадках — в Иркутске и Томске, и он предложил: давайте 10-ю проведем в Новосибирске, потому что 1-я в свое время была именно у нас... И это предложение было встречено совершенно неожиданно для нас (теперь, я понимаю, закономерно) сопротивлением как со стороны секретариата Союза художников России, так и со стороны лидеров региональных отделений. Нет, оно не было явным и единодушным, но вот недоверие к этой идее существовало на протяжении почти четырех с половиною лет.
— Из-за того, что в Новосибирске художники разделились на два Союза?
— Не только и не столько по этой причине: подобная проблема существует и в других городах. Недоверие скорее порождалось всей предыдущей историей. Ведь еще до разделения Союз художников в Новосибирске умер лет двадцать назад...
Михаил ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ:
— Из лидирующего превратился в ничего не делающий...
В. И.:
— ...в глухую деревню. И поэтому ощущение у коллег из других городов было такое: ничего вы там, в Новосибирске, стоящего сделать не сможете, все это болтовня...
М. О-К.:
— Выставочных залов нет, офиса нет, в Союзе неразбериха...
В. И.:
— Но ничего, засучили рукава и стали работать. А недоверие, я почувствовал, психологически окончательно разрушилось, когда в марте нынешнего года мы провели совещание председателей региональных отделений. И отношение принципиально изменилось — и в Москве, и в регионах. В общем, как пишу я в предисловии к каталогу, приходилось развенчивать целый ряд черных мифов и доказывать делом, что организация, которая находилась в глубоком упадке, может подняться и сделать выставку. Не побоюсь сказать, одну из серьезнейших выставок последних лет.
— Что даст эта выставка Новосибирскому отделению Союза художников, самим художникам, чем она им будет полезна?
В. И.:
— Организации, будем надеяться, — укрепление и повышение статуса, в том числе и непосредственно в сфере российского изобразительного искусства. А художникам — многие на самом деле первый раз увидят себя в общем ряду, хотя бы сибирского искусства. Что чрезвычайно важно для их саморазвития. Ведь выросло поколение, которое вообще не ведает вот этого осознания своего места в художественном контексте. Некоторые уже даже закостенели в ощущении собственной гениальности... в пределах Красного проспекта.
Полезна эта выставка, безусловно, и тем, что она выявила в процессе подготовки ряд проблем, существующих в Новосибирске. Эти проблемы, насколько мы убедились, администрация области уже понимает (выставка осуществлена при ее финансовой и организационной поддержке), будем надеяться, что начнут доходить они и до руководства города. Речь о том, что, принимая впервые достаточно крупную выставку, Новосибирск оказался без приличного выставочного зала или выставочного комплекса не торгового назначения. Художественный музей не может выполнять эту функцию: даже сейчас, освободив все, какие только возможно, площади, он не в состоянии вместить такую большую экспозицию. То есть, работая в настоящее время над областной программой «Новосибирск — культурная столица», властям надо безотлагательно решать вопрос и этой важной составляющей подобного статуса — современного выставочного зала.
Для нас, организаторов, эта выставка — в первую очередь опыт, который мы уже приобрели и который позволит и в дальнейшем привлекать в Новосибирск по-настоящему крупные проекты. К примеру, есть идея предложить секретариату Союза художников России провести в нашем городе какую-то республиканскую выставку. Потому что за Уралом всероссийские выставки проходят чрезвычайно редко. В этом нас поддержат все председатели региональных отделений: республиканским выставкам давно пора вырваться за пределы Садового кольца.
— На выставке будет представлено искусство двенадцати регионов Сибири, какая там сегодня художественная ситуация?
М. О-К.:
— Начну с того, что в свое время проблемы возникли во всех регионах. Мощная организация — Союз художников СССР — ушла в небытие, Союзу художников России нелегко было хотя бы частично «подхватить» его функции — от мастерских до заказов художникам...
Те же большие выставки: если раньше они, как и многое другое, были делом государственным (выставком проезжал по всей стране, делались заказы на большие произведения), то в 90-е годы художник был выкинут из сферы государственного внимания и даже минимальной поддержки. Твое творчество — твое частное дело. Но, к счастью, сохранилось объединение художников в Союзы. И сейчас оно крепнет. Союзы начинают обретать некую силу, и художники поняли, что в одиночку творить бесполезно. Здесь важны не сами выставки и не только они, важно соотнесение своего уровня с уровнем коллег, важен и самый широкий художественный контекст.
Ведь, к сожалению, за эти годы произошла некоторая потеря уровня в изобразительном искусстве. И в большей степени это коснулось художников провинциальных. Если раньше сибирское искусство очень серьезно звучало на всех больших выставках, то впоследствии значительное сокращение их числа далеко откинуло художников в сторону от современного художественного процесса. Внутренние проблемы в регионах тоже не давали художникам возможности развиваться дальше. К тому же ушли многие мастера, создававшие большие вещи. Традиция отчасти прервалась. А искусство двинулось в интерьер: делать красивые, но не очень серьезные вещи. То есть потерялись преемственность, опыт, школа. И недостатком выставки, которая сегодня открывается в Новосибирске, можно считать очень небольшое число тематических картин. Большее внимание уделяется формальным поискам. Это все хорошо, мы за это боролись, но в итоге потеряно много ценного и не приобретено в достаточной степени нового. Потому что новое приходит в искусство скорее через столичные города. А у нас все это немножко вторично, и в силу меньшей концентрации художественной среды новое не набирает той силы, что должно.
Об этом как-то не совсем удобно говорить, но мы сегодня, конечно, по уровню недобираем. Еще и потому, что талантливая молодежь, выпускники нашей академии, лишенная государственной поддержки, в первую очередь занята проблемой выживания. Вот выпускаем мы монументалистов. Но они востребованы в основном в оформлении частного интерьера. Ушли в прошлое творческие порывы (вместе с госзаказом!) создать, допустим, тематическое панно для города или даже — союзного значения!.. В прикладном искусстве тоже происходят большие подмены. Как и в книжной графике. И даже то обстоятельство, что в искусство так активно вошли компьютерная графика и живопись (замечательно — новации!), чревато необратимым. Потому что разрушена традиция, в том числе и зрительского восприятия. Зритель, воспитанный на картинках, которые он видит на улицах или в частных галереях, совершенно иначе относится к произведениям серьезного искусства — «хорошо» и «плохо» у него значительно смещены. Потому, к слову, так жизненно необходима полноценная художественная выставка современного искусства, какой является Десятая региональная выставка «Сибирь», не только художникам, но и зрителям.
То есть, сделав эту выставку своими руками, мы вправе гордиться. И немножко «выдохнуть»: в Новосибирске проходит нормальная выставка, мы находимся опять в нормальной жизни — с серьезными художественными приоритетами. Все, что было у нас плохого, отброшено нами в прошлое, работа с серьезными вещами, представленными на выставке, — шаг к полному выздоровлению. И, должен сказать, мое предварительное впечатление: новосибирские художники занимают вполне достойное место в Сибири.
— А в чем «не общее выражение» лица каждого региона, чем они сегодня богаты, каковы проблемы?
М. О-К.:
— Каждый город чем-то отличается от соседей. В Красноярске большое количество пейзажей. Иркутяне в основном заняты проблемами живописи: как уложить краски и прочее — там это традиция. Новосибирск в большей степени характерен вещами интеллектуальными, поисками формы. Традиционные вещи лучше сохранились на Алтае. В Новокузнецке, небольшом городе, что удивительно, появляются значительные монументальные произведения... Конечно, все регионы отличаются друг от друга, и, безусловно, все стремятся не плестись в хвосте, быть на мировом уровне.
Общая проблема для всей Сибири — мало скульптуры, мало монументального искусства. Видимо, причина в том, что оно сегодня мало востребовано обществом. В первую очередь сегодня художники обращаются к графике и живописи. Причем проявляется такая тенденция: многие графики «переквалифицируются» в живописцы. Это тоже черта времени: живопись востребованнее...
— А вы как инициаторы и организаторы такого большого художественного проекта почувствовали себя нужными, востребованными?
В. И.:
— Безусловно. И новосибирским художникам, и коллегам из регионов. Ну и, конечно, появилась настоящая уверенность в собственных силах, организаторских и административных способностях. Как мы назначили время три года назад: выставка откроется 18 сентября, так ни на миллиметр свое решение не изменили.