USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Почерк мастера

Раиса БОРОВИКОВА. Искусствовед.г. Новосибирск.



При этом примечателен сам факт устойчивости стилистических предпочтений художника, который, как минимум, последние пятнадцать лет, если рассматривать только ближайшее время, на фоне широкого потока авангардных изысков существовал параллельно им как самодостаточное явление, не отнимая у постмодерна пальму первенства, но и не уступая ему. И как теперь стало очевидно, за годы безвременья живописец не только сохранил собственный язык, но и значительно вырос в профессиональном смысле, особенно в отношении свободы самовыражения. Безусловно, что большую роль в этом сыграла крепкая профессиональная выучка, полученная в Академии художеств, тогда еще Ленинградской. Да и учителями его были мэтры российской живописи, к примеру, Б. С. Угаров, а дипломную работу Анатолий Никольский писал под руководством Б. В. Иогансона.

Эпоха всевозможных катаклизмов: природных, техногенных и рукотворных к жизни монументальные картины художника. Их особенность заключена в том, что сюжетная линия отходит на второй план. Фрагменты и детали реального мира, повергнутые лавиной времени в круговерть, — таково мнение художника об этом периоде, и с подобной оценкой нельзя не согласиться. Клубящаяся масса краски создает апокалиптические видения в холсте «Памяти погибших в поезде «Новосибирск — Адлер» (1996), философская по смыслу работа «Река времени» (1996) — своеобразная аллегория потока бытия. Автора интересует идея взаимосвязи природного мира и деяний человека («Ураган», 1992).

Творческое лицо художника сегодня определяют этюды, по преимуществу пейзажные. При этом пейзажный «лик» мастера многообразен и во всех вариантах выглядит убедительно и колоритно. Эти работы несут в себе остроту видения мотивов, в них всегда есть остро схваченная и убедительно переданная индивидуальность эмоционального состояния («Набережная в Новосибирске», 1997). Особую группу в творчестве А. Никольского представляют пейзажи-картины. Эмоциональность в них не исчезает, но несколько отодвигается в сторону, уступая место организованности композиций, а мотивы обретают сложность и многозначность, внутренне «взрослеют» («Пейзаж с сороками», 1992). Впрочем, основная часть холстов мастера — это все же более эмоциональные, импульсивные пейзажи, находящиеся где-то посередине пути от этюда к картине. Такова «Черемуха» (2001), главными «персонажами» стали цветущие кусты, символизирующие оживление природы, а основной живописной идеей являются контрасты белых цветов и яркой зелени.

Последние несколько лет Анатолий Никольский нередко отходит от интенсивного колорита и активной поверхности холста, предпочитая сдержанные, размытые бледно-охристые и сероватые тона. В этих пейзажах самым привлекательным является тонкое эмоциональное состояние и созерцательность. Примером удачного использования серебристо-охристой гаммы является работа «Тишина на веранде» (1996), где передано ощущение покоя и умиротворенности. Порой эмоционально-импульсивное начало проникает в продуманность и рациональность большого холста. Таковы «Полдень» и «На берегу Обского моря» (2004) — монументальные пейзажи, близкие по формату к картине с широким панорамным обзором.

Работы А. Никольского впечатляют в первую очередь мастерством и виртуозностью живописи. Художники такого уровня встречаются не так часто, и в чисто профессиональном смысле его творчество уникально и неповторимо. Говорить в нашем городе о живописной школе не приходится, а вот Мастера с большой буквы мы сегодня имеем.