В роли ньюсмейкера вновь ГДТ
Художественный руководитель и главный режиссер театра Сергей Афанасьев проанонсировал то, что журналистам предстояло услышать, следующим образом: «Я надеюсь, что этот сезон для всех — и для нас, и для вас — будет чрезвычайно насыщенным и любопытным. По крайней мере, у вас будет повод как для отрицательных эмоций, так и для положительных контактов с нашим театром...»
Но по порядку: открывает 21-й творческий сезон ГДТ премьерой — 9 сентября вниманию зрителей будет представлен спектакль по пьесе Валерия Семеновского «Ловелас». А написал известный театральный критик эту уже достаточно востребованную пьесу (ее поставили Александр Галибин в «Табакерке», Григорий Козлов в Санкт-Петербургском ТЮЗе, Владимир Оренов в НГТИ) по роману Достоевского «Бедные люди».
Как заметил Сергей Афанасьев, к счастью, «Ловелас» — это не инсценировка, предназначенная для литературного театра, а самостоятельное, очень интересное произведение, выстроенное по всем законам драматургии. И представил постановщика — Павла Южакова, как «режиссера ГДТ, преподавателя кафедры актерского мастерства Новосибирского театрального института и главного режиссера вновь созданного Первого театра».
Последний «титул» Южакова и был информационной бомбой, ведь предшествующая часть творческой биографии Павла известна новосибирским театралам: выпускник афанасьевского курса театрального училища 2001 года, талантливый исполнитель роли Треплева в чеховской «Чайке» и других ролей на сцене ГДТ, затем — выпускник режиссерского курса Михаила Борисова в Щукинском училище (дипломный спектакль «Волки и овцы» в ГДТ), постановщик спектаклей «Свободное телевидение», «Темная история» и двух сказок также в родном театре, двух студенческих спектаклей в НГТИ...
Что же такое — Первый театр? Где? Кто и кто?..
Впоследствии, если судьба будет благосклонна к новому детищу Сергея Афанасьева, (и пусть она будет благосклонна!), появятся исторически «отточенные» формулировки причин его появления. Сегодня они тоже достаточно убедительны и обещают театралам много интересных впечатлений, но всё так неожиданно и внове...
Петр Владимиров — директор театра (в городе знают его как актера, режиссера, создателя и руководителя успешной на протяжении многих лет «Актерской антрепризы»):
— Труппа Первого театра состоит из 16 выпускников первого выпуска Новосибирского театрального института. А это очень сильный выпуск — все нашли себе применение в профессии: большая группа уехала с Владимиром Ореновым в Челябинск, некоторых даже пригласили в Красноярск, хотя там есть своя актерская школа. Что касается концепции: мы будем пытаться говорить на разные, в том числе личные темы современным для зрителя языком. Хотим, чтобы это была драматургия самого высокого уровня. Поэтому не будем стесняться брать произведения великих, в этом не сомневайтесь! Будет у нас в афише и Гоголь, и Островский, и, вполне вероятно, Достоевский. В своем первом сезоне намерены поставить несколько премьер: будем активно формировать репертуар, причем опираясь на инициативу артистов театра, пусть сами выбирают, что им интересно. А у них уже сейчас много планов и проектов...
Откроется первый сезон Первого театра 20 октября спектаклем по пьесе Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан» в постановке Павла Южакова, в ближайших планах также сказка — легендарные «Бременские музыканты» Гладкова-Энтина (режиссер Петр Владимиров).
Работать юный театр будет на сцене камерного зала ДК имени Октябрьской революции — некогда первой «собственной» сцене театра под руководством Афанасьева.
Еще журналисты узнали, что актеры Первого театра будут приглашаться и в спектакли ГДТ, а афанасьевцев можно будет увидеть на их сцене. Потому что, по словам Сергея Николаевича, это будет один большой творческий организм де-факто и два театра — де-юре. Как МХТ имени Чехова и «Табакерка».
Сергей Афанасьев:
— Театральный институт будет поставлять кадры каждый год. Режиссерские, надеюсь, тоже: в этом году мы намерены заниматься созданием и лицензированием режиссерского факультета. И театры, я считаю, должны открываться чаще. Это залог здоровой театральной среды. Ведь театральным можно называть такой город, где органично существует театральная «репродуктивность»: театры возникают, преобразуются, умирают... И новый театр — это шаг к созданию конкурентного театрального пространства. Когда мы переселимся в новое здание, наша сцена будет открыта для всяческих театральных новообразований. Мы делаем и будем делать все, чтобы театральная и в целом культурная жизнь в городе бурлила. А уж что из этого получится, загадывать трудно...
Еще о творческом «бурлении»: этим летом Сергей Афанасьев с известным оператором Игорем Тирским — «на свои отпускные» — начал снимать художественный фильм под рабочим названием «Идиотка». О женщине, которая верит в неподдельное и неизменное — любовь, верность и т. д. Причем вся группа так воодушевлена желанием «делать это кино», что актеры (в основном из ГДТ, а также Ольга Цинк из «Глобуса», петербуржцы Елизавета Боярская и Александр Баргман) работают бесплатно. Можно сказать, в надежде на будущее — успех и возможные его «дивиденды».
На самом деле, в искусстве успех прогнозировать сложно. Но если возвращаться к театральным делам, то профессиональное признание ГДТ под руководством Сергея Афанасьева, сегодня — и в новом сезоне в частности, — традиционно выражается целым букетом приглашений на фестивали. Это — «Золотой конек» в Тюмени («С любимыми не расставайтесь»), 10-й Володинский фестиваль в Санкт-Петербурге (в планах у Афанасьева постановка «до сих пор до конца неразгаданной» режиссерами володинской пьесы «Две стрелы»), 10-й Чеховский фестиваль в Мелихове («Три сестры»). Есть предложение Театрального центра «На Страстном» об организации больших московских гастролей Новосибирского ГДТ.
И еще новость из разряда подарка поклонникам: Сергей Афанасьев в новом сезоне намерен поставить два спектакля: по Чехову — «либо «Чайка», либо «Вишневый сад» и Островскому — «одна из трех: «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые».