Ради двух часов на сцене
Такой самодеятельностью может похвастать далеко не каждое учреждение культуры. Что ни выход на сцену, то лауреат. Участники народного цирка «Радость» (занесенного в «Золотую книгу» области) блистали в абсолютно уникальных для района жанрах. Солисты и певческие коллективы радовали душевным и очень чистым исполнением. Потом в комнате отдыха после концерта работники Дома культуры не без гордости признались: жюри всевозможных конкурсов тоже обычно отмечают, что доволенские артисты не просто стараются попасть в нужные ноты, а поют по-настоящему хорошо, с чувством.
А зазвучали так певческие коллективы с появлением в Доме культуры Галины Деникиной. Она сейчас руководит двумя очень разными творческими коллективами — «Сударушка» и «Шаг». Первый ближе к фольклорному. Второй — чисто эстрадный. И оба имеют огромный успех у зрителей. «Шаг» — группа молодая. Интересна история ее создания. Несколько любителей музыки собирались вместе, играли и пели для себя в гараже. Потом решили расширить свой состав и стали искать клавишника. Вышли на Галину Викторовну. «Ты пригласи их к нам, — посоветовал Рейш. — Купим им хорошие инструменты». Так появился этот вокально-инструментальный ансамбль. За короткое время он успел освоить репертуар, вполне достаточный для большой концертной программы.
«Сударушка» же, можно сказать, — премьерная работа Деникиной. После окончания музыкального училища имени Мурова она вернулась домой дипломированным специалистом и стала искать работу. Обратилась к Рейшу. Надо заметить, что у Александра Михайловича свой подход к подбору кадров. Он, например, говорит, что будущих культпросветчиков учат чему угодно, только не тому, чему нужно: «Они абсолютно не владеют методикой организации кружков. Будто придут к нам и сразу им кто-то предоставит хор в пятьдесят человек». Поэтому Деникиной сказал: «Сумеешь организовать коллектив — возьму на постоянную работу». Через две недели она собрала пятнадцать человек и директор переписал приказ.
По словам Деникиной, ей очень помогла в создании «Сударушки» Елена Смарыгина — руководитель юношеского ансамбля «Ручеек», тоже неоднократного лауреата областных фестивалей. Работать новый коллектив принялся всерьез, без скидок на непрофессионализм. Однажды, услышав, как после концерта Галина Викторовна снимает стружку со своих артистов, ее знакомая возмутилась: «Ты чего от них хочешь? Это всего лишь парикмахеры, медики, учителя, юристы. И пришли они сюда попеть для души». Но оказалось, что участники самодеятельности относятся с пониманием к такой требовательности — работать так работать. Зато теперь не стыдно на любую сцену выйти и посостязаться с профессионалами.
Самодеятельность работает здесь систематически в течение творческого сезона, а не от фестиваля к фестивалю. Иначе такого уровня исполнения добиться невозможно. В Доме культуры двадцать два (!) кружка и творческих объединения. От девочек до бабушек — так шутливо обозначают свой возраст участники. Некоторые ходят сюда уже по двадцать лет. Самый стабильный — хор ветеранов. А кроме него, есть вокальные ансамбли «Сударушка», «Юность», «Ручеек», «Ассоль», квинтет малышей «Настроение», три танцевальные группы (младшая, средняя и старшая) и даже что-то вроде клуба парикмахеров (участники которого, кстати, делают прически артистам для концертов, устраивают дефиле). Один только цирковой кружок и студию при нем посещают до пятидесяти ребятишек разных возрастов. Юные артисты тоже признанные мастера. Например, солистка «Ручейка» Кристина Оберемченко покорила в свое время жюри «Лесной лиры» и стала дипломантом этого фестиваля.
«Коллектив дружный, талантливый, на него всегда можно положиться, — говорит начальник отдела культуры Любовь Южакова. — Видя, с какой отдачей работают здесь люди, глава района тоже не скупится. Ежегодно для какой-нибудь группы приобретает костюмы. Наши артисты, в том числе и юные, участвуют во всех конкурсах». Хорошо помогать тому, кто сам без дела не сидит. Скажем, те же костюмы (весьма приличные) шьют в Доме культуры сами. Здесь костюмер Наталья Малахова — технолог швейного производства. Купили ей машинку, оверлок и обшивают участников постановок. На «Федота-стрельца» такие костюмы смастерили!
«Это надо видеть, — продолжает Любовь Сергеевна. — Сидят, шьют да еще и поют. У них каждая минута на счету». Даже сложные цирковые наряды (иначе и не скажешь!), расшитые блестками, сами делают. При этом в ход идут самые немыслимые материалы. Мешки из-под сахара превращаются в пушистые боа, пластмассовые бутылки — в короны. Для постановки «Точка отсчета» из полиэтилена такой задник устроили... Разрисовывали его сообща. «Это ж сколько работы ради двух часов на сцене!» — изумился как-то друг Рейша. «Зато, когда занавес открыли, зал ахнул. А потом все разобрали», — улыбнулся в ответ Александр Михайлович.
Некоторые руководят по принципу: разделяй и властвуй. Рейшу такое не подходит. Задача руководителя — в корне погасить конфликт, считает он. Для себя и коллег он вывел другую формулу: «Каждый должен помочь каждому». Поэтому и костюмы здесь шьют все вместе, и сцену оформляют. И никто никого не ревнует к популярности, наоборот, стараются рассказать о коллегах хорошее. Скажем, Татьяна Пятницкая. По общему мнению, очень талантливый человек. Она и споет, и спляшет, и пьесу для театра напишет. А работоспособность у нее немыслимая. Летом в костюме Чебурашки на жаре выдерживает целую программу. Говорят, что повезло Дому культуры и с художником Светланой Рейш. Сцена всегда оформлена с большим вкусом. А афиши, выполненные ею, даже возили в Новосибирск, чтобы показать, как сделать их и читаемыми и красочными. Звукорежиссер Юрий Борисов — один из лучших в области, тоже лауреат областного фестиваля. Похоже, нетитулованных в этом коллективе просто нет.
Рейш еще очень гордится оснащением Дома культуры: «У нас профессиональные артисты свою аппаратуру обычно не устанавливают. Видят оснащение и говорят: мы просто своего звукооператора посадим — вашей техники будет достаточно». Однажды собрались доволенцы ехать в соседний район с концертом. Позвонили, сказали, что им надо пять микрофонов. Приезжают — есть только четыре, а стойки три. «Ну как так можно работать?» — горячится Рейш. По его мнению, стыдно чего-то не иметь. У них в Доме культуры десять микрофонов. И не по пятьсот рублей, а за восемь тысяч самый дешевый. Есть здесь своя радиосистема. Любая минусовка — пожалуйста. И работает это на весь район. «Еще сельские плачут, что их плохо финансируют. Какая техника!» — удивляются порой гастролеры. А дело в том, что директор со звукорежиссером что попало, убей их, не купят.
А как же пресловутый остаточный принцип финансирования? «Прежде всего мы сами неплохо зарабатываем, — говорит Александр Михайлович. — В прошлом году только концерты дали нам 365 тысяч рублей. Это нормальные деньги для села. Кроме того, все, что прописано в бюджете, получили: 150 тысяч не так уж и много, но раньше и того не было». Бюджет в последние годы действительно неплохо поддержал культуру. В Довольном отделали зал, полностью поменяли планшет сцены. Сменить бы еще и стулья. Но пока на это средств нет.
Пока мы разговаривали, группа «Шаг» собралась на второе в этот день выступление. Ехали в Доволенский санаторий с концертом. И такой график здесь норма. «Не тлеют, а горят», — афористично высказалась на этот счет представитель районной администрации. В новогодние праздники работники Дома культуры буквально живут здесь. Поэтому задача директора, уверен Рейш, создать обстановку, в которой специалисты будут работать с полной отдачей. Но главное, говорит он, не мешать людям работать: «Не может быть руководитель семи пядей во лбу. Есть специалисты. И в творчество я не вмешиваюсь. Вот достать поролон на костюмы или декорации, раздобыть краски и кисти, причем по самой выгодной цене, — это мои обязанности».
Правда, и с творчеством у него далеко не все так плохо. «Он очень талантливый, — вступилась за Рейша начальник районного отдела культуры. — Александр Михайлович — лауреат чтецов областного конкурса, посвященного 60-летию Победы, прекрасный конферансье. А если бы вы видели, как он играет на сцене! Это профессионал. Актерский ансамбль театра вообще при защите звания специалисты оценили на пять с плюсом». «Я здесь работаю двадцать пять лет, поэтому действительно кое-что умею, — вынужден признать он. — Все дело в том, что директор только за свою должность не может получить хорошее отношение коллектива. Люди в культуре критично настроены: а можешь ли ты сам что-то? Свой или нет? Соответственно и отношение к тебе. Чтобы руководить такими талантливыми людьми, надо самому быть человеком творческим. И пройти какие-то ступени. Когда понимаешь, как чувствуют себя коллеги на сцене, не будешь отдавать нелепых указаний».
Я припоминаю расхожие киношные образы культпросветработников. Если директор клуба — то обязательно пьяница, если музыкант — то бабник. А таких здесь ничуть не больше, чем в других организациях и учреждениях. Зато сколько в культуре людей, беззаветно преданных своему делу! О таких говорят: им ничего не плати, они все равно будут работать. Александр Михайлович очень авторитетный в своем поселке человек. Много лет (с тех пор, как дочь училась) возглавляет совет школы. А сейчас юные артисты учатся здесь же. И в таком содружестве учреждений культуры и образования есть очень положительный воспитательный момент, уверен он.
Для детей здесь вообще делают особенно много. Выполняют и социальные заказы. Круглый год работают с малообеспеченными детьми и детьми-инвалидами. Бесплатно проводят для них новогодние и другие торжественные мероприятия, театрализованные игровые программы. А для своих юных артистов закатывают по окончании творческого сезона большой праздник с подарками, наградами и поздравлениями. Это традиция, которой уже не один десяток лет.