USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Путь был только один

Подготовила Светлана ПАХОМЕНКО.
167-44.jpg
167-44.jpg



Очень важно в этом смысле и то, что реакцию России смотрят сейчас и все остальные бывшие республики СССР. И судьба Абхазии и Южной Осетии во многом зависит от нашего признания.

Что же касается блока НАТО, тот диалог, который мы вели последние годы, в связи с признанием Южной Осетии и Абхазии может прерваться. Жаль, конечно, что будет потеряно время, потраченное на выстраивание отношений в сфере борьбы с международным терроризмом. Но даже если отношения с НАТО будут разорваны, то ничего страшного для нас в этом нет. Наоборот — во многом эти отношения являются однобокими, даже кабальными для нашей страны.

То же и по ВТО. Нас загнали в рамки свойственных этой организации ограничений, не давая при этом никаких преимуществ. Переговорный процесс бесконечно затягивается. В то же время страны — члены ВТО успешно реализуют свою продукцию, а мы несем колоссальные экономические убытки. Имеет ли смысл горевать, если подобные отношения будут прерваны?

А вот в чем мы проиграли, так это в информационной войне. В те дни, когда происходили события в Цхинвали, я как раз находился за границей. На всех англоязычных каналах нападал на Россию господин президент Грузии, и ни один зарубежный корреспондент не сказал о нашей стране ничего хорошего. Надо обязательно налаживать свое вещание, чтобы отстаивать перед мировым сообществом свою точку зрения, и, наконец, просто рассказывать людям, которые живут в других странах, правду о том, что происходит.

Александр ЗАМИРАЛОВ, заместитель председателя комитета по аграрной политике, фракция «Единая Россия»:

— Разрешить эту ситуацию можно только одним путем — через самоопределение Абхазии и Южной Осетии, через их независимость. Причем первыми (в Югославии) прецедент создавали не мы. Почему одним можно, а другим нельзя? Все народы имеют право на самоопределение — это подтверждено международными нормами. Возможно, к этому постепенно удалось бы прийти и другим — дипломатическим — путем, но так сложилось, что Грузия развязала войну...

Если сегодня мы отказали бы народам Абхазии и Южной Осетии в праве на самоопределение, это было бы чревато опасностью для жизни и здоровья всех граждан, проживающих на территории республик, в том числе и для россиян. Эти территории остались бы точкой постоянного конфликта, который может вспыхнуть в любой момент.

А международная изоляция... Думаю, далеко не все пойдут на разрыв отношений с Россией. Понятно, что кое-кого из наших зарубежных «партнеров» сегодня очень устраивает, чтобы на наших рубежах стабильности не было. Им очень хотелось бы продолжать загребать жар чужими руками — и нас ослабить, и оружие выгодно продать. Так нужна ли нам такая «дружба»?

Юрий РЫБАКОВ, фракция КПРФ:

— Наверное, сделать это надо было давным-давно. Тогда не назревала бы так болезненно эта ситуация, не гибли бы люди. Понятно, что и Грузия, когда произошли эти трагические события, сама отрезала какой-либо вариант мирного решения. И вправе ли она сейчас чего-то требовать?

Ведь с самого начала, с момента распада Советского Союза, Абхазия и Южная Осетия не выражали согласия быть в составе Грузии. Это заставляет совершенно по-другому оценивать ситуацию. В том числе и действия Грузии, и вмешательство России. И с нашей стороны, и с точки зрения обоих непризнанных международным сообществом государств, это лишь восстановление исторической справедливости. И лучше поздно, чем никогда.

Но и с Грузией, нашим давним другом и соседом, мы в одном Союзе жили. И ее граждане в свое время сами просились войти в состав России. Нам, россиянам, хорошо знакомы настоящие грузинские радушие и гостеприимство. И нечего нам делить с грузинским народом! Поэтому я согласен с тем, что вину за агрессию, за гибель людей несут руководители Грузии. Именно они доводят свою внешнюю политику до абсурда и ломают тем самым добрые отношения, которые веками складывались между народами. А между нациями, между гражданами наших стран нет и не может быть вражды.

Фотографии статьи
167-44.jpg
167-43.jpg