USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Сенокос как зеркало жизни хозяйства

Виталий ЗЛОДЕЕВ. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
147-23.jpg
147-23.jpg




Еще одной особенностью Новосибирского, по сравнению с очень многими районами нашей области, является не только экономическая стабильность и присутствие «изюминки» почти в каждом хозяйстве, но и их раскрученность в средствах массовой информации. Близость к городу сказывается и ряд других факторов. И ничего зазорного в известном имени нет — людям ведь интересно знать не просто о мифическом крестьянине, производящем плоды сибирских полей, но и желательно знать его если не в лицо, то хотя бы по имени. А также как и в каких условиях он крепит продовольственную безопасность.

Акционерное общество «Ярковское» и все его достижения долгие годы ассоциировались с именем директора Хасана Каскаманова. С недавних пор Хасана Григорьевича больше нет на своем посту, теперь в Ярково «рулит» Глеб Александрович Поповцев. Что удастся изменить новому руководителю в жизни далеко не отстающего хозяйства (несколько побед в областном соревновании на уборке урожая за последнее десятилетие тому подтверждение), покажет время. Главное — есть желание развиваться, есть конкретные планы, похоже, и финансовые возможности. Вмешаться может лишь уже порядком набившая оскомину проблема — кадровый дефицит. Село, находящееся в получасе езды от столицы Сибири, избежать его не может по определению.

По дороге на угодья, где заготавливают сено, главный агроном «Ярковского» Виктор Шугаевич Мустафин с сожалением рассказывает, кто покинул хозяйство за последние год-два. Все сплошь имена опытных, известных механизаторов, надежных и безотказных. И если пенсионеров, откровенно уставших за много лет, можно понять, то некоторые отправились на «вольные хлеба», читай — на более высокую зарплату. Таких терять особенно обидно, могли бы еще немало пользы принести. И в овощеводстве, чем «Ярковское» также всегда славилось, людей остается все меньше.

— В начале 80-х годов в бригаде полеводства, — рассказывает Виктор Шугаевич, — работало около 70 человек, сейчас — всего семь. Они и корма заготавливают, и посевную с уборкой проводят. Конечно, и техника с технологиями сейчас другие, но все равно народу мало. Со дня на день начнется масштабная закладка сенажа, а у нас на один комбайн элементарно некого посадить.

Виктор Мустафин, который сам работает в Ярково с 1976 года, один из «последних могикан». Но и он все серьезнее подумывает об уходе на покой, хотя новый директор просит повременить с пенсией — ему необходимо на кого-то опираться.

— Сейчас не могу говорить о своем будущем, — продолжает агроном, — до конца этого года — точно. Да и Глеб Александрович обещает строить в селе жилье для привлечения механизаторских кадров, обновлять парк техники. Вот в животноводстве, хотя я сильно и не внедряюсь в эту отрасль, перемены уже начались.

Перемены, стоит отметить, вполне напрашивающиеся, но от того не менее важные. Идет выбраковка слабых, старых и малопродуктивных коров с последующей заменой на более передовые и перспективные «аналоги». В связи с этим численность дойного стада немного снизилась, но со временем вернется к прежним размерам. Однако на это лето кормозаготовителям можно сказать вышла скидка. Планы, по крайней мере по сену, невелики — около 800 тонн, а на сеновале хозяйства еще с прошлого года запас остался. Можно бы и на свободном рынке реализовать, но у частников в округе спрос отсутствует. О чем говорить, если в Ярково за последние пять лет численность коров на личных подворьях сократилась с 700 до 35(!) буренок. Старики не могут, молодежь не хочет держать скот. Тут не о коллективных хозяйствах думать надо, о спасении села в целом. Охранники с экспедиторами нас вряд ли прокормят.

Вследствие всего вышесказанного на лугах «Ярковского» если и не полный штиль, то достаточно вальяжная для разгара страды атмосфера. Там, где травы скошены, с утра копошится всего один пресс-подборщик, к обеду должен напарник «подтянуться». Оживленнее на летней площадке для скота, где коровки после утренней дойки с аппетитом уминают сочную свежескошенную травку. «Зеленый конвейер», о жизненной необходимости которого так долго говорили специалисты, практикуется теперь повсеместно.

А вот и кукуруза — главная основа кормовой базы на грядущую зиму. Хоть еще три недели на рост есть, но пока хиловата, о чем и говорит агроном:

— Сейчас на вид не более 120 центнеров с гектара зеленой массы, а мы никогда меньше 250 не собирали. Нужны один-два хороших дождика, миллиметров 20 осадков, тогда проблем не будет.

Синоптики между тем на этот день не просто дожди, чуть не ливни обещали. Но, как всегда, местами. Но вот над полями начинают собираться «перспективные» тучки, падают первые крупные капли. С прессованием сена, похоже, придется сворачиваться, но Виктора Шугаевича это ничуть не расстраивает — кукуруза важнее. Увы, но в этот день желаемые 20 миллиметров так и не пролились с неба. Извечная крестьянская «забава» — ждать дождя или солнца — продолжается.

Из Ярково уезжаем с ощущением недосказанности, ибо с головой окунуться в водоворот полевых работ в этот раз не удалось. Но наступает август — самый насыщенный сельскохозяйственный месяц. Все смешается на полях и лугах: сенокос и сенаж, обмолот ранних зерновых культур, в конце месяца подойдет силос. Да и овощеводы хозяйства понемногу начинают свою страду. Сенокос сродни зеркалу. Сейчас в нем спокойная картинка, да и хозяйство как бы находится «на вздохе» — необходимо осмотреться перед новой «битвой», пересчитать штатные единицы, разработать стратегию на будущее. Пройдет максимум две недели, и отражения начнут сменять друг друга с калейдоскопической быстротой. Главное, чтобы в зеркале не воцарилась пустота, которая противоречит самой природе.

Фотографии статьи
147-24.jpg
147-25.jpg