USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Опустить руки они всегда успеют

Виталий ЗЛОДЕЕВ. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
138-16.jpg
138-16.jpg




Вот только давно минули те времена. Да и частники, исконные жители этих мест, особо не стремятся сохранять сельский уклад жизни: на личных подворьях мошковцев осталось где-то 1400 молочных буренок. А ведь район достаточно густонаселен, здесь много больших и малых сел, деревень, поселков. Но близость Новосибирска сказывается с каждым годом все очевиднее — мегаполис «выкачивает» из района огромное количество трудовых ресурсов. И очевидно, что молодые люди, однажды вдохнувшие воздух свободы и больших — по сельским меркам — денег, на поля и фермы уже не вернутся.

Районное руководство, надо отдать ему должное, на сложившуюся ситуацию смотрит трезво и отрицать очевидных вещей не пытается. И на контакт идет легко, не прикрываясь железобетонной отговоркой «нам нечем похвастаться». Да, в тяжелое время многие руководители хозяйств не захотели — или не смогли — бороться, пустив дела на самотек. Увы, но кривая не вывезла. Однако остались и те, кто руки не опустил, не выбрал самое легкое решение — сначала вырезать скот, а без животноводства коллективное хозяйство само благополучно загнется. Тех, кто продолжает держаться на плаву, — 11 хозяйств. Кто представляет особый интерес в эти жаркие денечки — в два раза меньше.

Общественное животноводство на сегодняшний день сохранено только в пяти коллективных хозяйствах Мошковского района. Так что для них сенокосная пора — актуальный период. Пусть во дворах сотня-другая коровок да молодняк, но ведь и их кормить нужно. Плюс работникам корма необходимы, а порой и продать кое-что удается. А иногда таких неожиданных «клиентов» подкидывает судьба, что диву даешься.

До недавнего времени в районе мало кому было дело до поселка Барлакского. Но местные жители сильно не огорчались — под надежным патронатом приборостроительного завода имени Ленина, в подсобном хозяйстве коего большинство из них и трудилось, было хорошо и надежно. В поселке и сейчас добрым словом поминают бывшего директора завода Бориса Савельевича Галущака, который строил здесь дома, дороги, водопровод. Но ушел из жизни Галущак, а новое руководство сочло сельское хозяйство направлением непрофильным и, соответственно, неперспективным. И пошло по накатанной: коров, свиней — под нож, технику — распродать. Благо хоть что-то оставили. Крестьяне меж тем по привычке работали, хотя перспективы были смутные. Поддержка пришла, откуда не ждали — директор Новосибирского зоопарка Ростислав Шило давно подыскивал вариант «вписаться» в аграрный сектор. Получилось обоюдовыгодно, ведь многочисленные копытные, обитающие в зоопарке, теперь не знают проблем с сеном, хищникам иногда достается свежее деревенское мясо, поставляют крестьяне своим благодетелям и молоко. Коров здесь пока всего около сотни, но ежесуточные удои на уровне лучших хозяйств не то что района — области.

Зоопарк вообще здорово помог своим «подсобникам» на стартовом этапе. На въезде в поселок нас встречают отремонтированные животноводческие помещения, на лугах новые тракторы и сенокосная техника, уже проплачены деньги за новенький «Енисей», который станет подспорьем на уборке зерновых. Скоро приедет бригада на реконструкцию еще одного скотного двора, будут устанавливать молокопроводы — в планах хозяйства довести только дойное стадо до 400 голов. Но трудовые ресурсы, как и везде в районе, уже далеко не молоды — остались самые опытные и преданные. Виктор Михайлов, прессующий скошенную траву в рулоны, работает в Барлакском уже 40 лет. И зарплата неплоха вроде бы, но молодежь все равно не остается. Но заведующий подсобным хозяйством МУП «Зоопарк» Юрий Сергеевич Камынин уверен, что не только в деньгах дело.

— Условий нет на селе, — страстно говорит он, — нас вроде все поддерживают, хотят помочь, а на деле — сплошные обещания. Газ уже давно обещают — труба недалеко проходит, вроде в будущем году должен появиться. Дороги ремонтировать нужно, скважины новые бурить — вода в селе отвратительная. Да еще бюрократы головной боли добавляют. У нас один молодой парень второй год бегает по инстанциям, пытаясь оформить участок под строительство дома и провести к нему электричество. Хорошее ведь дело, человек на селе осесть хочет, но так ему все желание отобьют. Мы и хотим, и умеем работать на земле, но хотя бы не вставляли палки в колеса.

Понимая, несмотря на абсолютную справедливость вышесказанного, что мы уходим от темы, я перевел разговор на производство. Юрий Сергеевич широко улыбнулся и успокоил, что здесь всегда все было и будет нормально. Он третий десяток лет «рулит» в Барлакском и свое дело знает. Как и люди, которые рядом с ним.

ОАО «Барлакское», что расположено неподалеку в поселке Октябрьском, хозяйство более масштабное. Коров, правда, тоже немного — 150 голов, но земли почти три тысячи гектаров. Недавно хозяйству серьезно подфартило — они получили солидную компенсацию за изъятие земли, по которой пройдет трасса Северного обхода. Удалось расплатиться с большинством долгов, купить два новых грузовика, трактор. Только посадить за руль некого. В Октябрьском проживает около двух тысяч человек, считая детей и пенсионеров. Каждое буднее утро 700 — 800 молодых, здоровых людей садятся на электричку и отправляются в город. До Новосибирска-Главного 30 минут езды. В хозяйстве работает не более 20 (!) человек из двухтысячного поселка, остальные — из близлежащих сел. Трудная, почти безысходная ситуация. Да еще недавно с молоком нервы потрепали — спрос летом падает и у барлакцев три дня не принимали продукцию, по две тонны ежесуточно. Теперь возят за 100 километров — в Болотное, а могли «психануть», отказаться от животноводства.

— Это все эмоции, — уверенно говорит главный агроном «Барлакского» Сергей Молочный, — без молока нам просто не выжить. Весной посеяли, осенью обмолотили, а остальное время чем заниматься? Нет, будем работать, выживать, пока есть силы и люди.

Не хочется умиляться трудовому героизму людей, которые в условиях жесточайшего кадрового дефицита и общей ситуации с сельским хозяйством в районе продолжают просто выполнять свою работу. Опустить руки, сдаться они всегда успеют. Дело нехитрое.

Да и не стоит думать, что в районе все плохо и лишено перспективы. Вот тут поступил приятный «звоночек». Фермеры из села Верх-Балта, семья Балабаевых, которые были героями одного из наших материалов в прошлом году, продолжают наращивать свое производство. Выкупили два старых коровника, которые давно не используются, еще одно здание под цех переработки — будут развивать мясное животноводство. 600 гектаров залежей распахали и запаровали. Так что о Мошковском районе мы еще услышим, не сомневайтесь.

Фотографии статьи
138-17.jpg
138-18.jpg