Семь дней в сказке
Фестиваль «Жар-птица» покоряет детские сердца
Предложив всем присутствующим громко крикнуть «ура», долгожданное мероприятие открыл Петр Иванович Анофриков, директор детской киностудии «Поиск» и генеральный директор фестиваля. Через минуту на сцену «влетела» символ фестиваля — Жар-птица, женщина, так знакомая всем, кому посчастливилось побывать в киностудии «Поиск». Елена Роальдовна Тихонова, руководитель киностудии в Академгородке, собрала на сцене малышей в ярких костюмах и рассказала сказку «о себе» — о волшебной птице творчества. Ярко, красочно и шумно приветствовали юных мультипликаторов студенты института искусств НГПУ, вместе с сидящими в зале они пели и танцевали, корчили рожицы и весело смеялись.
Но, безусловно, самым ожидаемым был отъезд участников в детский лагерь «Дзержинец», где ребятишки и руководители киностудий будут жить в течение шести дней.
«За три года работы над «Жар-птицей» мы получили ценный опыт. Как результат, фестиваль не заканчивается семью днями, он продолжается в течение всего года. Можно сказать, что лагерь оздоровительный превратился еще и в мультипликационный мастер-класс. Все ребята, приезжающие в «Дзержинец», пробуют себя в мультипликации. Таким образом, всё больше и больше людей узнаёт о том, как это интересно и познавательно создавать мультфильмы», — говорит Елена Вениаминовна Лисецкая, директор ДОЛ «Дзержинец», заведующая кафедрой НГПУ.
О том, что детское мультипликационное кино приобретает популярность, говорит и возрастающее с каждым годом количество участников, их широкая география. Если в первом фестивале приняли участие 17 студий, в прошлом году — 31, то на «Жар-птицу-2008» приехали представители 43-х киностудий. Своими наблюдениями поделился Петр Иванович Анофриков: «Большая часть студий — сибирские, и это радует. Сейчас отмечается огромный рост как количества, так и качества детских киностудий в Новосибирской области, сегодня их на фестивале шестнадцать, много новичков появилось за последний год в сельских районах нашей области. В Новосибирске на данный момент около шести детских киностудий».
Программа фестиваля рассчитана на семь дней. Расписана буквально каждая минутка. Мастер-классы, обсуждения, практические занятия в съёмочном павильоне, создание газеты «Ранняя пташка» и многое другое. Участники и организаторы создают свои совет мастеров и совет подмастерьев. В первый входят руководители киностудий и почетные гости фестиваля, а во второй — юные мультипликаторы, но обязательно во главе совета — опытный педагог. Члены совета мастеров проводят мастер-классы, которые дают возможность педагогам, руководителям киностудий обмениваться опытом, узнавать новое и полезное в профессиональном плане, в области драматургии, фотографии, художества. Задача же совета подмастерьев — выбрать десять лучших мультфильмов, которые примут участие во Всероссийском открытом форуме детского и юношеского творчества «Бумеранг» в лагере «Орлёнок».
На фестивале нет незанятых ребят, так же, как нет и проигравших: все мультфильмы, привезённые на фестиваль, а их общее время просмотра более четырёх часов, оцениваются всеми участниками. Каждый день подводятся итоги, все мультфильмы награждаются по разным номинациям, как говорит Пётр Иванович: «Под каждый фильм мы подбираем номинацию». Ведь для детей очень важно признание, которое нацеливает их на успех, на достижение новых высот.
Основная задача фестиваля, по мнению Елены Лисецкой, заключается в обмене опытом, новых знакомствах: «Здесь нет победителей и проигравших, ребята приезжают сюда узнать что-то новое, подружиться, хорошо провести время». Всё в фестивале направлено на развитие, главное не результат, главное — процесс создания мультфильма.
Каждый год в фестивале участвуют именитые гости, 2008 год не исключение: Леонид Викторович Носырев, кинорежиссёр, член Союза кинематографистов РФ, доцент ВГИКа, всем нам известен как автор мультфильмов из детства: «Антошка», «Рыжий, рыжий, конопатый» и других. Вместе с мужем «Дзержинец» посетит Вера Дмитриевна Кудрявцева, художник-мультипликатор. Вот уже несколько лет подряд не пропускает фестиваль Александр Александрович Мелик-Пашаев, член Союза художников РФ, главный редактор журнала «Искусство в школе». Также на «Жар-птицу» приехали и другие деятели искусств, которых с уважением называют титанами. Взрослых участников фестиваля делят на четыре категории: впервые принявшие участие — «чайники», у кого уже есть опыт в создании мультфильмов — «самовары», мастера — «титаны», те, кто основывает новые студии, — «заварочники».
Создание мультфильмов — нелёгкое дело. Несмотря на то, что для этого используется наиболее простой технический способ (плоская поверхность, на которой «разворачивается» действие сюжета, фотоаппарат и компьютер), на «сотворение» мультфильма уходит много времени, поэтому оптимальная длина фильма — 3—4 минуты, не больше.
«Детям надо делать всё быстро, им нужен результат — здесь и сейчас, — делится опытом Пётр Иванович Анофриков. — Ребёнок приходит и приносит «Войну и мир» — огромный сценарий, замысел, потом мы говорим: поснимай немного. Он снимает полчаса — только 3—4 секунды на экране».
Учредителю фестиваля — детской киностудии «Поиск», в этом году исполнилось 35 лет. Киностудия из Академгородка является инициатором создания, и, что чаще всего, её деятельность и достижения становятся «движущим моментом» в появлении новых киностудий. Это отметил Пётр Анофриков как директор «Поиска»: «На экскурсию в «Поиск» приезжают в год около шести тысяч детей. Они вместе с нами снимают, сами озвучивают, смотрят фильмы, пишут отзывы. Благодаря этому появляются новые студии».