Юлия Тимошенко решила
залить Европу «Белым потоком»
Как показала практика холодной войны, наиболее эффективной методикой для достижения поставленной цели является так называемая «стратегия анаконды». Ее суть сводится к окружению страны-конкурента санитарным кордоном из недружественных стран-соседей. Сжимая и разжимая свои кольца, геополитическая анаконда способна создавать перенапряжение сил государства-жертвы, которое со временем теряет волю к сопротивлению. Классический пример — противостояние НАТО и СССР в годы холодной войны. В это время военные базы союзных США государств размещались по всей периферии советских границ от Северного полюса (Норвегия) до Дальнего Востока (Япония). Ключевыми звеньями анаконды 50 — 80-х гг. XX в. были ФРГ, Турция и Япония.
Окончание холодной войны существенно изменило расклад сил в мире, но логика анаконды продолжает действовать. Согласно ей каждая Индия должна иметь свой Пакистан. В 90-е гг. российское руководство рассчитывало на ослабление конфронтации в Европе. И действительно, Старая Европа во главе с Германией и Францией уже не хочет быть прифронтовой территорией. Она рассчитывает вовремя получать российские нефть и газ и вовремя их оплачивать. Но было бы наивно думать, что США оставят европейский плацдарм только потому, что Старая Европа устала содержать американские военные базы. Анаконда просто сжала свои кольца, придвинувшись к границам России. При этом европейский полумесяц, охватывающий западные границы России, сохранился почти без разрывов и даже уплотнился. Его северный фланг формируют прибалтийские республики, центр — Польша и Молдова, южный фланг — Турция и Грузия. Печально, но факт. В последние годы важным элементом этого антироссийского фронта становится Украина. Причем происходит это вопреки воле украинского народа. Главным трагическим проигрышем российской дипломатии последних десятилетий является неспособность поддержать пророссийские политические силы в странах СНГ. К руководству этих государств приходят политики, получившие образование в странах Западной Европы и США и ориентированные в первую очередь на соблюдение интересов своих западных партнеров.
В настоящее время наибольшее опасение американских политиков вызывает экономический рост в России, вызванный в первую очередь высокими ценами на природные ресурсы. В отличие от 90-х гг. прошлого века получаемые от продажи нефти и газа средства российское правительство не только проедает, но и вкладывает в развитие инновационных технологий, в том числе и в военной сфере. Чтобы поставить ситуацию под контроль, необходимо создать России такие условия поставки ресурсов, чтобы она была сконцентрирована на решении организационных проблем технологического характера и не отвлекалась на стратегические проекты. Для этой цели и запущен проект, получивший громкое название «Белый поток» (White Stream). Идея нового проекта заключается в строительстве газопровода из Туркменистана по дну Каспийского моря через Азербайджан в грузинский порт Супса и затем по дну Черного моря через Крым в направлении Европейского Союза в обход российских границ. Главным инициатором проекта является украинский премьер Юлия Тимошенко.
Появление идеи «Белого потока» имеет не столько экономические, сколько политические предпосылки. Не секрет, что и Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко относятся к тому типу государственных деятелей, которых на постсоветском пространстве принято называть прозападными. Они сами, как и их союзники в США и Европе, четко выдерживают курс на ослабление позиций России в Восточной Европе и отрыв Украины от России. Этой цели служат и настойчивые просьбы Ющенко о включении Украины в НАТО и постоянные интриги Тимошенко против российских экономических интересов.
«Белый поток» призван решить целый ряд задач. Во-первых, обеспечить Украину и Европу альтернативным источником снабжения газом. Играя на конкуренции России и Туркмении, европейцы рассчитывают сбивать цены на стоимость газа. Во-вторых, «Белый поток» должен уменьшить поступления в российский бюджет и ослабить экономические позиции России в регионе, что в конечном счете должно сделать «русского медведя» более сговорчивым по политическим вопросам. Втягивание Туркмении в совместный экономический проект позволит европейским компаниям начать более активно действовать в республике, готовить почву для трансформации властной системы в режим, лояльный Западу.
Вероятно, одной из целей идеологов «Белого потока» является и прямое столкновение экономических интересов России и Туркмении. Расчет предельно прост. На первый взгляд, Туркмении как будто бы выгодно иметь альтернативный газопровод на Запад. Это сулит новые прибыли и общее увеличение объемов поставок. Однако на практике все может оказаться не так радужно. Весь проект может оказаться большой политической мышеловкой. Территория, по которой должен пройти поток, уже в ближайшие годы может стать ареной ожесточенного политического, экономического и даже военного противостояния. В последние месяцы резко накалились отношения между Азербайджаном и Арменией по вопросу Нагорного Карабаха, продолжает оставаться напряженной и обстановка в Грузии, которая не может войти в НАТО, не потушив конфликт в Абхазии и Южной Осетии.
Наконец, грядущий референдум по НАТО расколет саму Украину, и, вероятно, одним из самых горячих ее регионов станет Крым, через который должен пройти газопровод. Кроме того, не стоит забывать, что внутриполитическая обстановка в Украине отличается крайней нестабильностью. Возвращение Партии регионов и ее союзников в правительство может поставить под сомнение всю конфигурацию «Белого потока». Но даже если правительству Тимошенко удастся сохранить свои позиции, не факт, что на Запад будет поступать весь туркменский газ. Незаконное изъятие украинскими властями газа из трубы уже стало притчей во языцех и традиционным камнем преткновения в российско-украинских переговорах.
Согласие Туркмении на форсированное строительство и ввод в эксплуатацию линии «Белый поток» может негативно сказаться на российско-туркменских отношениях. Россия приложила значительные усилия для того, чтобы интересы туркменской стороны при закупке газа были удовлетворены в полной мере. И смена экономических партнеров Туркменией в данной ситуации выглядит не очень корректно. Характерно в этой связи, что ключевую роль в проталкивании ситуации с туркменской стороны играет помощник президента Туркменистана Виктор Храмов, который является активным сторонником сближения Туркмении с оранжевой Украиной и НАТО. На протяжении нескольких лет Храмов являлся связующим звеном между Украиной и Туркменией в сфере поставок советской военной техники. Трубой для перекачки финансовых средств Храмову стала украинская компания «Укрспецэкспорт». Последняя прославилась тем, что в 90-е годы по низким демпинговым ценам сбывала третьим странам последние разработки советской военной промышленности, нанося колоссальный ущерб военно-промышленным комплексам России. В 2006 году дочерняя фирма «Укрспецэкспорта», нарушив ключевые положения режима по контролю за ракетными технологиями, поставила в Китай и Иран крылатые ракеты Х-55(дальностью около 1000 км).
Пикантность ситуации заключается в том, что те же оранжисты, которые сейчас так активно пытаются защищать экономические интересы Туркмении, еще совсем недавно пытались ввергнуть эту страну в хаос цветной революции. Несколько месяцев тому назад неизвестный доброжелатель (вероятно, из числа сотрудников спецслужб Украины) выложил в Сети секретный доклад директора службы внешней разведки Украины генерал-полковника Николая Маломужа, адресованный Виктору Ющенко, в котором излагался план, ни много ни мало, государственного переворота в Туркменистане.
По мнению украинских спецслужб, новый туркменский правитель Гурбангулы Бердымухаммедов не обладает достаточным авторитетом и политическим влиянием... не пользуется поддержкой правоохранительных органов, вооруженных сил и находится в конфликтных отношениях с влиятельным главой службы безопасности президента Акмуратом Редажеповым. Кроме того, поддержка Бердымухаммедова ахалтекинского клана якобы восстановила против него представителей других региональных кланов. Опираясь на данные американской разведки, украинские «штирлицы» делают вывод о том, что новый президент республики проявил себя как авторитарный и беспринципный политик, более того, они отмечают, что в Туркменистане циркулируют слухи об отравлении бывшего президента Сапармурата Ниязова и причастности к этому Гурбангулы Бердымухаммедова. Маломуж прямо замечает, что американцы, учитывая слабости нового президента... планируют расширять свои контакты с представителями туркменской политической элиты, с этой целью Туркменистан посетили высокопоставленные американские чиновники, среди которых заместитель помощника госсекретаря США Э. Фиденбаум, заместитель госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии С. Манн, а также координатор по вопросам представления помощи странам Евразии Т. Адамс.
В борьбе за высокие демократические идеалы (читай: каспийскую нефть и туркменский газ) американские власти пытаются опереться на тайных и явных противников нового туркменского президента. Заокеанские геополитики намерены на протяжении 2007 года... обсуждать вопросы финансовой и иной помощи туркменской оппозиции со стороны США, а также способы повышения авторитета правительства Туркмении в изгнании и обеспечение участия оппозиции в процессах демократического реформирования Туркменистана.
Другими словами, украинские оранжисты пытаются следовать известной пословице: зьисть не зьим, но понадкусаю. Выкачать из другой страны газ, а потом устроить революцию — это, конечно, высший пилотаж. Вероятно, этот кульбит доставит немало минут удовольствия заокеанским дипломатам. Однако будет ли от этого польза рядовым гражданам Украины? Как известно, когда паны дерутся — у холопов чубы трещат.