USD 107.7409 EUR 114.3149
 

«Такого дня не было никогда!»

Татьяна НИКОЛАЕВА.
086-25.jpg
086-25.jpg



Сегодня мы предоставляем вниманию читателей воспоминания об этом дне людей известных и уже ушедших, но прежде не публиковавшиеся.

Воспоминания одной из первых солисток Новосибирской оперы, участницы первых спектаклей «Иван Сусанин» Надежды Ивановны ПЕРВОЗВАН- СКОЙ, исполнявшей роль Антониды.

— Воспоминания эти, конечно, очень приятные. Все мы были молоды, верили в победу, которая уже была на носу, каждый день звучали салюты по поводу освобождения наших городов, настроение было праздничное, а тут еще подходила премьера. К сожалению, годы идут, все меняется. Но память об этом спектакле, конечно, осталась на всю жизнь. Все было очень празднично, сыграли гимн, потом занавес взвился, публика с удовольствием приняла спектакль.

За дирижерским пультом стоял И. Зак, Сусанина пел А. Кривченя, Богдана Собинина — В. Сорочинский, Короля — И. Штрайфель. Вообще надо сказать, что спектакль имел большущий успех, и так как Кривченя был один-единственный Сусанин, не мог петь каждый день, то он пел через день, через два, и шел только один «Сусанин». Публика рвалась в театр и очень часто на кассе висела любимая надпись «Билеты все проданы».

Это очень большая и сложная работа. Нужно много бессонных ночей провести в думах о том, как лучше спеть, как лучше сыграть, чтобы все было хорошо. Это такое большое счастье — петь на сцене. Вообще самое большое счастье я испытала только на сцене этого оперного театра.

Воспоминания первого главного дирижера Большого театра Сибири, народного артиста и лауреата Государственной премии СССР. Именно он, Исидор Аркадьевич Зак, стоял за дирижерским пультом 12 мая 1945 года, 63 года назад.

— В моей жизни художника это один из самых памятных и дорогих мне дней. Не приходится говорить о том, какой радостью был для всех этот день. Об этом много сказано, много прекрасного написано и вряд ли мне удастся сказать о нашем общем настроении ярче, чем это было сказано многими и многими до меня. Но здесь было удивительное совпадение общенародного торжества и столь гениально переданного Глинкой ощущения общенародного праздника по случаю победы русского народа, которым и венчается опера «Иван Сусанин». Это был тот случай, когда воедино слились чувства художников и чувства граждан. Наверное, это был идеальный случай, когда художник был неотделим в каждом из нас от гражданина, а гражданин — от художника.

Памятен мне и первый состав исполнителей «Ивана Сусанина», которым мы открыли наш театр. Прежде всего, конечно, надо назвать имя замечательного художника, прекрасного певца, актера Алексея Филипповича Кривчени. Спустя немного времени его взяли в Москву, в Большой театр Союза ССР, украшением которого он по праву был. Мне, в частности, очень приятно думать о том, что Новосибирский театр внес немалую лепту в дело формирования и становления этого прекрасного художника. Но Кривченя был относительно опытным актером. Рядом с ним был очень хороший, достойный всяческого уважения артист Сорочинский, певший партию Собинина.

Не могу не вспомнить о прекрасном, значительном по численности, великолепном по звучанию коллективе хора. Тогда у нас было больше 100 человек молодых людей, полных энтузиазма, с большим интересом работавших в театре и действительно украшавших собой наши спектакли. Было бы неблагородно, если бы я не вспомнил о совсем молодом тогда руководителе, хормейстере Евгении Павловиче Горбенко. Ему хор, а следовательно, и театр, был многим обязан своим творческим ростом. Добром вспоминаю тогда совсем юный коллектив балета, его прекрасного руководителя, балетмейстера Михаила Федоровича Моисеева. Много было в моей жизни, в жизни товарищей, с которыми я сотрудничал, прекрасных спектаклей, прекрасных репетиций, много дорогих репетиций, но такого дня не было никогда!

«…С января 1945 года была известна дата первого спектакля — 12 мая. К этой дате готовились, выпускали афиши и программки, печатали пригласительные билеты. На 9 мая была запланирована генеральная репетиция оперы «Иван Сусанин». Запланировать можно было дату спектакля, дату репетиции, но никак нельзя было запланировать, что именно 9 мая будет закончена кровопролитная долгая война, что это будет День Победы.

9 мая 1945 года утром на сцене Новосибирского театра оперы и балета началась генеральная репетиция. В разгар репетиции пришло известие о Победе. Оно внесло могучий, радостный подъем в настроение всех исполнителей, наполнило особым смыслом финальные аккорды знаменитого хора «Славься». Репетиция прошла до конца.

12 мая 1945 года оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин» открылся Новосибирский государственный театр оперы и балета, ровесник Победы, как прозвал его народ…»

(Валерий Ромм. «И зазвучала музыка»).