USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Властители высоких сфер и тишины тишайшей

Татьяна ШИПИЛОВА. Фото автора.
084-19.jpg
084-19.jpg



Как сложился их творческий союз? На этот вопрос маэстро отвечали с удовольствием. Юрий Башмет, например, сказал, что, еще не будучи знакомым с Теодором, наблюдал, как в столице снежным комом растет «вот такой шар» восхищений и разговоров о талантливом музыканте Курентзисе. Потом Теодору случилось встать за дирижерский пульт руководимого Башметом оркестра «Новая Россия», затем они выступили вместе — в Москве и на фестивале в Греции... И вот — Новосибирск: организованный МДМБанком к своему 15-летию концерт с участием Юрия Башмета и Теодора Курентзиса.

— Сегодня, — сказал главный дирижер НГАТОиБ, — я считаю, в жизни города очень важный день. Потому что мы с Юрием Абрамовичем и нашим оркестром давно хотели показать новосибирцам посвященное Башмету сочинение Гии Канчели «Styx» — произведение современное, специфическое и необычное… Впрочем, все, что вы услышите сегодня в концерте, будет именно таким.

На самом деле исполненный первым номером на аутентичных эпохе инструментах до-мажорный Концерт Гайдна для виолончели с оркестром (солист — известный своими креативными проектами Дмитрий Чеглаков) представил нам великого композитора не в напудренном парике и разреженной рафинированной атмосфере почитания святынь, а очень живого. Если не применять слово «чувственного», то внятно витального — энергичного и энергетичного, чьей энергетикой был буквально заряжен Курентзис, подтанцовывающий и радующийся этой встрече, как празднику.

Премьера сочинения тридцатисемилетнего греческого композитора Андреаса Мустукиса «Metamusic» для камерного оркестра, сопрано (Юлия Шагдурова) и фортепиано, которая состоялась «здесь и сейчас», тоже была событием не только по факту, но и по сути. Оркестр Musica Autenta Ensemble и Теодор Курентзис, казалось, как медиумы, вслушивались непосредственно в музыкальный кровоток, в том числе в атомарные процессы, происходящие в космических сферах звуков, вовлекая в этот тончайший процесс слушателей. Те же оценили этот общий взаимонаправленный труд в познании нового на отлично — долгими овациями и криками «браво!».

И наконец — «Styx» Канчели. О нем много написано. Но услышать — счастье. Хотя музыка эта близка реквиему («С годами я ощущаю всё большую потребность в общении с близкими людьми, которых уже нет в живых» — Г. Канчели), но та красота глубокой — философской — скорби, которую выразил в ней композитор, и возвышает, и укрепляет душу.

…Царство мертвых, путь к нему, метание и успокоение, либо новые муки: никому из живущих не дано туда заглянуть — это подвластно лишь гениальной музыке. А проводник в этот мир — мудрый и чуткий к страданиям бедной души альт Юрия Башмета. Он печалится, он взывает и увещевает. Молит. Вот они, нежные, как шорох волн, и тонкие, как граница между сном и явью, прикосновения смычка к струнам — тишайшие пианиссимо, что мы услышали на репетиции и которыми любовался дирижер!..

Атмосферу этого концерта трудно с чем-либо сравнить: свежий воздух новизны и состояния творческого счастья исполнителей передались слушателям, долго не отпускавшим овациями музыкантов со сцены — браво, Курентзис, браво, Башмет!