USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новый стиль жизни: вовремя найти свое место

Валентина МАЛЬЦЕВА. Москва — Новосибирск.
076-08.jpg
076-08.jpg



И уже не боясь сморозить какую-нибудь некорректность, журналисты сыпали даже такими «глупыми», но интересными вопросами:

— Путин сделал уже для России все, а Медведеву остается только «улучшать» и «совершенствовать»? Он останется в тени?

— «Стратегия-2020» — это программа партии, которую должно выполнять правительство? Или наоборот?

Что ждет бедных, но гордых?
Никто не отмахивался от «неудобных» формулировок... Впрочем, был единственный вопрос, на который отвечали очень туманно, в силу того, что «это пока еще предложение», «в первичной стадии проработки». Речь про слияние регионов. Тревожная тема: кто побогаче — обеспокоен бедными соседями, бедные, оставаясь таковыми, как правило, гордые и не хотят терять самостоятельность.

Не должно быть регионов-доноров и реципиентов. На съезде об этом довольно прямолинейно и лаконично сказал Владимир Путин. Позднее — Борис Грызлов:

— Мы говорим о самодостаточности субъектов Федерации. И это главный принцип, к которому нужно стремиться в ближайшие годы. По моему мнению, не должно быть субъектов, которые находятся на дотации. Если территория не может обеспечить самоокупаемость, надо думать о том, как объединяться с другими территориями и какие новые проекты требовать от правительства, чтобы улучшать ситуацию.

Тезис воспринят как сигнал к продолжению работы по «объединению земель», то бишь укрупнению регионов, что уже произошло с рядом областей и автономных округов. Так появился Камчатский край в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО привело к созданию Забайкальского края... Он стал пятым по счету, который появился в результате объединения субъектов РФ. Их число уже уменьшилось с 89 до 84. Были предложения объединяться Адыгее с Краснодарским краем, Республике Алтай — с Алтайским краем, Архангельской области и Ненецкого АО. Но в этих регионах предложение не приняли. Еще ранее высказывались за объединение Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга с Ленинградской областью. Кстати, вчера в «Советской Сибири», вернее во вкладке «Делового вторника», опубликована информация, что Валентина Матвиенко поддержала идею объединения. Получается, что процесс из административного перейдет в экономический формат: либо становитесь финансово самодостаточными, либо объединяйтесь.

Процесс небезразличный большинству населения, очень непростой, потому и комментариев пока практически ноль. Единственный человек, согласившийся высказать свое мнение, попросил не называть его имени. Суть ответа такова: депрессивные регионы федеральная власть поднять не в состоянии, потому что выделяемые средства «тонут» в проблемах природного и техногенного характера. Контролировать их использование невозможно, а потому закачивать бюджетные ресурсы считается бесполезным. Уже объединившимся регионам этот процесс пока плодов не дает. Тот, что был «донором», напрямую делиться не торопится: нужна какая-то программа развития тех отраслей, которые могут вывести из депрессии. Остается актуальной и демографическая проблема... Центру, конечно, удобнее, чтобы «узкие места» расшивались на месте их происхождения.

Непопулярную идею косвенно поддерживает избранный президент Дмитрий Медведев. На днях, констатируя, что минимальный размер оплаты труда в России неизменно растёт, он заметил: «У всех регионов свои возможности... И вот как раз наша задача заключается в том, чтобы эти возможности выравнивать, чтобы подтаскивать возможности регионов под такие стандарты, которые сегодня обеспечиваются в таких передовых территориях, где достаточно высокая доходная база». А пока только 14 российских регионов вышли на общероссийский уровень.

У Медведева будут свои подвиги
А теперь вернемся к «глупым» вопросам.

Что же это «все», сделанное Владимиром Путиным?

По версии директора Института политических исследований Сергея Маркова, подвигами Владимира Владимировича стали: вывод России из системного кризиса, наведение конституционного порядка, восстановление социальных гарантий граждан, укрепление государственных институтов, предотвращение распада страны, прекращение войны в Чечне, восстановление единого правового пространства страны, формирование дееспособной политической системы, ликвидация порочной практики принятия государственных решений под давлением олигархии, макроэкономическая устойчивость и финансовая самостоятельность страны, возвращение России достойного места на политической карте мира...

Говоря о достоинствах Путина, политолог подчеркнул, отвечая на вопросы журналистов, что, по его мнению, президент «получает удовольствие не от властных полномочий, а от процесса реализации политики». Политики, которая прежде всего вменяема, понятна населению и преобразует страну в его интересах.

Сергей Марков уверен, что «у Медведева будут свои подвиги», и даже предположительно перечислил задачи, стоящие перед избранным президентом, сопроводив ремаркой: «Если он их выполнит, станет национальным лидером».

Среди названных задач, в частности, прозвучали такие: реализация амбиций России в глобальном мире, совершенствование демократии, инновационная политика в экономике, становление среднего класса, ликвидация коррупции, социализация новой российской элиты, сохранение культурных традиций в широком смысле этого слова....

Из уст Сергея Маркова прозвучало и такое «задание» для Медведева: он «должен создать новый стиль жизни». Фраза словно из контекста модного показа, но она, на мой взгляд, ключевая. Показ «политической моды» на нормальную, гарантированную жизнь, каковой и живут во всем мире приличные люди, возможно, и есть начало той перестройки, о которой мы уже отвыкли мечтать. И она не сводится к тому, что «мы сидим, а денежки идут». Успеть найти свое место в новом стиле — задание для каждого. И если вы сегодня идете учиться на бухгалтера или журналиста, то должны себе представить, насколько кадровое перепроизводство может отразиться на вашей судьбе.

Перехват системы управления партией
Есть ли гарантии, что мода на новые ценности привьется? По мнению президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского (он также высказал его, отвечая на вопросы журналистов в холле Гостиного Двора), конфликтность в обществе еще будет долго сохраняться, но «важно качество конфликта». «Стратегия-2020» как раз в ауре такой продуктивной конфликтности, поскольку обсуждается «широкой коалицией». Но руководить страной, ее развитием будет «Медведев и его политический класс». Притом что Владимир Путин не теряет командные высоты, так как «его лидерство — не только свойство личности, но и его команды». «Перехват системы управления партией» Глеб Олегович трактует как переход «от административного влияния к политическому».

Эти ответы снимают вопрос о том, кто кому раздает задания: партия — правительству или наоборот. Глеб Павловский считает, что «Стратегия-2020» — это «черновик, подготовленный Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), он находится «на ранней фазе — огромная работа только начинается»...

Высокую готовность к самым пространным комментариям демонстрировал главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, на съезде он работал в качестве модератора секции «Наша демократия».

Журналистов интересовало его мнение о задачах, которые были поставлены перед дискуссией по «Стратегии-2020». Валерий Александрович считает, что их было две: мобилизовать интеллектуальные силы для анализа и развития стратегии и второе — обновить «Единую Россию», преодолеть тенденцию к ее бюрократизации. Он поддержал своего коллегу Павловского: «Экономической программы у России нет, даже интеллектуальные круги не могут договориться, каким путем должна идти страна... Для принятия решений нужно общественное согласие... У общества и элиты нет требований к власти. Сформулировать их — одна из задач дискуссии форума «Стратегия-2020».

Чем придется пожертвовать и ради чего
Естественно, программа на перспективу должна законодательно «обустраиваться». Фракция «Единой России» в Государственной думе РФ продекларировала предстоящую работу над законопроектами, направленными на стимулирование инвестиций в инновационные продукты, решением вопросов развития инфраструктуры, правильным налоговым администрированием. Планируются шаги по совершенствованию системы государственного управления — снижению коррупции, повышению эффективности и профессионализма кадров, по возрождению российской культуры, сохранению исторического наследия и даже экспорту наших культурных ценностей... Самое пристальное внимание будет уделяться социальным вопросам — повышению качества медицинского обслуживания, внедрению новых образовательных технологий, пропаганде здорового образа жизни, построению эффективной пенсионной системы.

Смысл «высшего уровня партийности» будущего правительства его вдохновители видят в том, что теперь исключено присутствие там «горячих голов» и, как следствие, разного рода «шоковых терапий». Ничего не могли раньше и теперь решать депутаты-одиночки, кроме вопросов своего избрания. Люди, конечно, склонны верить обещаниям харизматических лидеров, но гарантий их выполнения никогда ни у кого не было. И это приходится признать.

«Единая Россия» считает усиление ответственности государства, партии, политиков перед своим народом главным итогом своего съезда. При этом очень важно, что ее лидеры, в частности Борис Грызлов, прямо заявляют, что пока «экономика страны качественно не меняется», оставаясь «экономикой монополий, которая не решает проблему инфляции». По мнению Бориса Вячеславовича, «мы должны понять, что для нас главное, чего мы должны достигнуть и чем пожертвовать ради этого».

На этот вопрос пытались ответить светлые умы России, собравшиеся на форум «Стратегия-2020». К рассказу об этом мы еще вернемся.

Фотографии статьи
076-09.jpg