USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Тихим шепотом

Анна ГОРДЕЕВА. «Время новостей», 29.02.2008.
068-31.jpg
068-31.jpg



Премьер Мариинки Игорь Зеленский, в свое время танцевавший и в NYCB, а полтора сезона назад возглавивший новосибирский балет, стал решительно добавлять в репертуар баланчинские спектакли. Но, добавляя «великое прошлое», решил не забывать и о сегодняшнем дне. И Льянг выступает в Сибири послом постбаланчинской хореографии. Она дается новосибирской труппе легче, чем хореография баланчинская (в тот же вечер вне конкурса показали «Серенаду» и «Аполлона Мусагета»). Мистер Би, как называли создателя и правителя NYCB в Штатах, был замечательным чертежником-геометром, линии кордебалета в его спектаклях должны быть стройны и правильны, малейшее отклонение кажется непристойным звуком мобильника, раздавшегося во время службы в храме. Но эту абсолютно ригористическую стройность новосибирцы воспроизвести не в состоянии, и дело тут не только в том, что техники не хватает (Зеленский их со временем вымуштрует — можно не сомневаться), а в том, что труппа просто мала. В ней невозможно набрать полторы дюжины девиц одинакового роста — и «Серенада», что должна литься плотной волной и колыхаться ровным полем, более всего напоминает забор, собранный из подручных материалов. Стоящие рядом девушки — от крох до великанш — при первом же своем появлении заставляют зал улыбнуться, а не впасть в молитвенное благоговение. А «Шепот в темноте» не требует выверенных углов и по-гвардейски одинакового кордебалета. Три пары по очереди выходят из тьмы и ведут скользящие, гнущиеся, ласковые дуэты-разговоры под музыку Филипа Гласcа из сюиты «Воды Амазонии». Хореограф уверяет в программке, что это вариации на тему похода Орфея за Эвридикой в подземное царство, но балет мог бы существовать и без его пояснений. Ясно, что мужчина жив, из плоти и крови, в движениях неуверенность, возникающая из-за путешествия в темноте (а весь спектакль — в полутьме, этакое царство теней в полном смысле слова). И ясно, что женщина уже за гранью, так свободно движется она в этой тьме, так гибка и не по-земному уже пластична. Замечательной красоты диалог — игра с эхом движений, с их отблесками, воспоминаниями о них. Шесть артистов — Наталья Ершова, Анна Одинцова, Ольга Телюпа, Роман Полковников, Илья Головченко, Андрей Матвиенко — воспроизводят «Шепот» на полутонах, с отличным чувством меры. Ни один из исполнителей, увы, не выдвинут в частных номинациях, но ведь в запасе у жюри всегда есть две «свободные», не принадлежащие номинациям «Маски»? Хорошо бы, чтобы об этом хрупком «Шепоте» не забыли за громкими (и славными, и прекрасными) высказываниями других театров.