«Вот моя мама!»
Яна об этом не думает, она любуется фотографиями и с удовольствием рассказывает: вот здесь мы гуляли по вечерам, а вот — ездили на экскурсию.
Жене нынче чуть-чуть не повезло. Она учится в одном классе с Яной и тоже на пятерки. А еще она обладает организаторскими способностями и очень любит участвовать во всех мероприятиях. Но вот не хватило ей всего каких-то четырех голосов для того, чтобы стать президентом улыбинской школы. Но Женя не расстраивается и намерена работать в активе, чтобы реализовать все, что ей хотелось бы.
Ирина — самая младшая в семье Серебряковых, учится в седьмом классе, но старается ни в чем не уступать старшим: готовить, как они, шить, стирать, вязать. А еще у нее куча любимцев: две собаки и три кошки. И каждый со своим характером, со своими привычками.
В марте Татьяна Федоровна и Сергей Наумович Серебряковы отметят юбилей — ровно тридцать лет с той самой свадьбы, которая положила начало огромной и дружной семье. Татьяна и Сергей познакомились в далеком Ангарске, куда приехали работать сразу после учебы. Там родились и два сына Серебряковых. Мальчишки выросли, выучились и разъехались из родительского дома, а Татьяна Федоровна и Сергей Наумович приехали в Улыбино, что в Искитимском районе. И дом вдруг оказался пустым, безжизненным. Без детских голосов семья не семья. Татьяна Федоровна, вырастившая сыновей, всегда хотела дочку, чтобы были бантики, платьишки, косы… И решили супруги взять на воспитание девочку. Приехали в приют и выбрали… сразу двух сестренок, Яну и Ирину. Конечно, было страшно, а вдруг не получится, не смогут они стать настоящими родителями девочкам, вдруг придется отказаться? А ведь это такой удар для всех! Но все-таки решились. Как и предполагали, проблем было много. Внезапно вспыхивавшие ссоры, непонимание, обиды… Иногда хотелось все бросить. Но терпение, ласка и щемящее чувство несправедливости самой судьбы по отношению к этим девочкам помогали принять верное решение. А однажды в семье появилась и еще одна дочка — Женя. Поначалу она долго молчала, сидела где-нибудь в одиночестве и напряженно о чем-то думала. Яна и Ира старались помочь ей, своими действиями показать, что Женя теперь дома, и все будет хорошо. Да и Татьяна Федоровна и Сергей Наумович приложили все усилия, чтобы девочка почувствовала себя нужной, любимой, как и все в этом доме.
В Искитимском районе стало уже доброй традицией представителям отдела опеки и попечительства, соцзащиты, школы и женсовета выезжать в приемные и опекунские семьи. Нынче вот к Серебряковым. Не для проверки, просто для того, чтобы обсудить возникающие проблемы, узнать, чем можно семье помочь, поговорить с ребятишками.
Обычный дом на двух хозяев ничем не отличался от соседних, разве что ворота были нараспашку. Поначалу подумалось, что это именно нас ждали. Но оказалось, что просто ворота не запирают. Да и зачем? Прятаться не от кого, а гостям всегда рады все, даже собаки, весело виляющие хвостами.
Гостей Серебряковы ждали: стол просто ломился от различных яств. Причем все — дело рук девочек. Они сейчас могут приготовить все, но у каждой есть свое фирменное блюдо. Вот, например, Яна угощала оригинальным салатом — из сухой вермишели. А Ирина — соленьями.
— Она у нас заведует погребом, — смеется Татьяна Федоровна. — Это еще издавна повелось. Когда Ира только приехала, она увидела консервированные помидоры да огурцы, так от банки оторваться не могла, тогда мы сказали, что в погребе еще много солений. Пока она не спустилась, не пересчитала банки — не успокоилась. С тех пор контролирует, чтобы банок было много, чтобы они были в порядке.
А солений здесь делают всегда много. Только огурцов с помидорами консервируют по сто литров. А уж варений каких только нет! И традиционные малина-смородина, и экзотические: абрикосы, персики, вишни.
Здесь все стараются сделать своими руками, даже хлеб больше любят свой, домашний. Как-то мука закончилась, купили хлеб в магазине и пришли к общему мнению, что свой вкуснее. С тех пор пекут по нескольку булок в день. Раньше и молоко было свое, девчонки за коровами ухаживали, кормили, доили, но сено сейчас так поднялось в цене, что его не накупишься. Оставили только свиней да курочек.
А еще девушки с удовольствием занимаются рукоделием. В небольшом шкафчике в прихожей салфетки вязаные крючком на любой вкус. В общем, Татьяна Федоровна постаралась научить всему, что умеет сама. Мама смеется, мол, чудо, а не жены получатся, но тут же добавляет: торопиться не надо. Сначала выучиться, получить профессию. Яна и Женя — десятиклассницы. И они уже всерьез задумываются, кем будут в будущем. Яне нравится туристический бизнес, она человек артистичный, любит петь, танцевать, очень много знает и с удовольствием рассказывает всем окружающим о своих открытиях. А еще она любит путешествия и мечтает побывать в самых отдаленных уголках мира. Жене, как человеку более вдумчивому, сосредоточенному, серьезному, по душе стезя юриста. На вопрос о будущей профессии Ирина улыбается и застенчиво отворачивается, пряча лицо в шерстке одного из своих любимцев — белого пушистого котика. Она пока не задумывалась над будущим. Ее больше волнует день сегодняшний. Вот, например, все сестры сейчас озабочены одним: что подарить маме. Они узнали об областном конкурсе «Мой подарок маме» и теперь усиленно думают, что маму порадует больше всего. Вариантов много: от огромных портретов, чтобы повесить их в зале, до какого-нибудь сюрприза. Причем, как решили девочки, подарок должен быть общим. Одним на всех. Ведь у них все делается сообща.
Вот и сейчас, встречая гостей, девочки наперебой рассказывают, какой у них замечательный современный огромный телевизор, а на компьютере столько фотографий — просто ужас! Любой, наверное, запутался бы, где, что и когда, но не девчонки.
— Вот это наш брат, — рассказывают они, — он приезжал летом, когда мы строили летнюю кухню. У нас еще один брат есть, но он живет далеко, а приезжает редко.
Летняя кухня — особая гордость всей семьи. Дом у Серебряковых небольшой, три комнаты, маленькая прихожая и кухня. Зимой-то еще ничего, а вот летом, когда заготовки в самом разгаре, просто не протолкнуться. Вот и решили отстроить летнюю кухню, причем из самых современных материалов, чтобы там был огромный стол. Сказано — сделано. Вот она, кухня, летом всей семьей можно тут поселиться, а посредине двухметровый стол, сделанный руками папы, Сергея Наумовича, из самого живого материала — дерева. Все уверены, что такой стол создаст особую атмосферу добра и душевного тепла. А еще поможет стать семье на одного человека больше. Очень уж ждут здесь еще одну девочку, готовят ей кроватку и бантики, готовятся стать ей семьей.
Когда Яне исполнилось четырнадцать, потребовались документы для оформления паспорта, и Татьяна Федоровна с девочкой поехали в ее родную деревню. Слух о том, что Яна приехала в гости, быстро разнесся по всем дворам. В школу, куда девочка забежала, чтобы поздороваться с подружками и учителями, пришла та женщина, что когда-то звалась ее матерью. Грязная, оборванная, с синяком под глазом… Увидев ее, Яна прижалась к Татьяне Федоровне, а потом взяла за руку и громко с какой-то неизъяснимой гордостью сказала: «Вот моя мама!»