И она вернется снова, лишь зажгутся фонари...
Утром ветры дуют тихо,
И растают Эвридики.
Но они вернутся снова,
Лишь зажгутся фонари!
Те, кто помнят эту песню — «Танцующие Эвридики» в исполнении Анны Герман, помнят ее божественный, будто переливающийся нежным волшебством голос. Ее забыть нельзя. Десятки своих таких разных и таких дорогих миллионам ее слушателей песен она исполняла с разной интонацией — удивления перед красотой этого мира, мудрой грустью, озорством красавицы и обязательно с нежностью, которой ни века, ни тысячи верст не преграда... Она пела душой и была неисчерпаема. Потому что голос — это, конечно, главное: Анну Герман можно было слушать и слушать, но притягивала и на долгие-долгие годы взяла в плен она нас именно душой...
3 марта в большом зале филармонии и 4 марта в Доме ученых Академгородка состоится концерт памяти Анны Герман «Посвящение». Вернее, не просто концерт, а программа, посвященная жизни и творчеству певицы, которая умерла в 1980-м в возрасте сорока четырех лет (сказались последствия страшной автокатастрофы), но по-прежнему дорога своим поклонникам как артистка, как личность, наконец как воспоминание о собственной молодости. Программа, уже полюбившаяся слушателям: впервые она прозвучала в ноябре 2005 года, затем в марте 2006 года, вскоре после 70-летия певицы.
Накануне нового ее исполнения я встретилась с главными инициаторами и создателями этого необычного концерта-посвящения — солисткой Новосибирской оперы, народной артисткой России Татьяной ВОРОЖЦОВОЙ и автором идеи, режиссером, директором программы, а также директором концертного духового оркестра филармонии Галиной ЕЛЕЦКОЙ.
— Действительно, очень многие из людей старшего, да и среднего поколения были поклонниками этой прекрасной певицы. И все-таки каким образом возник замысел рассказать об Анне Герман со сцены Новосибирской филармонии, исполнить ее песни?
Татьяна Ворожцова:
— Сразу оговорюсь: мы не ставили себе задачу выжать из публики слезу. Просто имя Герман, на наш взгляд, сегодня неоправданно забыто. Понимаете, выросло целое поколение, которое ее не знает. И хотелось кого-то познакомить с ее творчеством, кому-то устроить встречу с молодостью, когда песни Анны Герман звучали повсюду. Мы выросли на них, с ними ходили на свидания, влюблялись и, может быть, расставались… В общем, хотелось рассказать, что жила такая певица — человек с непростой судьбой, которая через боль и все преграды выходила на сцену и радовала людей. Своим чудесным голосом, своей необыкновенной одухотворенностью.
Галина Елецкая:
— И чтобы не было таких звонков в филармонию: «А Герман сама приезжает?» Ну и, конечно, еще была причина: однажды Татьяна спела одну песню из репертуара Герман, и музыканты стали мне говорить: «Ты не находишь, что у них много общего?..» Попробовали — включили в Татьянин концерт две песни «А он мне нравится…» и «Когда цветут сады» — всем очень понравилось: тогда, собственно, и стали готовить этот проект.
Татьяна Ворожцова:
— Я не собираюсь и никогда не пыталась кому-либо подражать… Да, у нас обеих высокий голос — сопрано, но задачи — выходить и петь, как Анна Герман, у меня не было. И мне не хотелось бы, чтобы это сравнение существовало даже в головах зрителей… Просто я подбирала в программу песни из ее репертуара, которые мне близки. Не все у Герман я могу взять. И даже первая, которой открывается концерт — «Танцующие Эвридики», — не совсем моя. Мы взяли ее потому, что именно с нее началась творческая жизнь певицы — и она стала лауреатом Сопотского фестиваля.
— В афише много имен — солистка, дирижер, это понятно, а вот режиссер, автор сценария, танцевальная пара и так далее…
Галина Елецкая:
— «Посвящение» — это не просто концерт, где номер следует за номером. У нас не объявляются номера, а нон-стоп идет повествование о жизни Анны Герман. Да, в нем есть песни в сопровождении оркестра и инструменталистов, есть текст — ведущая Марина Бурдэ. Много чего есть: это надо видеть и слышать. Кстати, Академгородок, где когда-то выступала сама Анна Герман, с особым нетерпением, насколько я знаю, ждет эту программу…
— Татьяна Александровна, за время работы над «Посвящением» ваше отношение к Анне Герман — от такого близкого соприкосновения — как-то изменилось?
Татьяна Ворожцова:
— Она, в общем-то, всегда мне была интересна. Но как у вокалистки с технической точки зрения у меня были претензии, что ли: голос эстрадный, немножко зажатый… Однако она настолько пела душой, что результат был великолепный! И программы свои — это очевидно! — она выстраивала, отталкиваясь от того, «моё» это или «не моё».
Вспомните, как она пела ту же «Надежду»: так никто её не пел и, наверное, не споёт! У неё какая-то такая тоска, такое глубокое, пережитое чувство было в этой песне заключено, что это повторить практически невозможно. Может быть, должен какой-то этап в жизни пройти-состояться, чтобы зазвучали близкие германовским интонации… Или та же «Колыбельная»! У неё родился сын — желанный, долгожданный — уже после трагедии: каким небесным, божественным голосом она её поёт!
— Она что-то привнесла в вашу жизнь?
— Вы знаете, Анна Герман — это такая звезда (не в эстрадном смысле, а больше — в личностном!), которая пролетела, а вот шлейф, светящийся след ее в наших душах живет до сих пор… И сколько лет, уже десятилетий ее нет, а мы ее помним. Совершенно магическое обаяние. Она не паж, но королева! Для меня, как для певицы, она — эталон. При том, что обрушила на нее судьба, сохранить себя как личность, сохранить голос, всегда выходить на сцену прекрасной и ослепительной, чего бы ей это ни стоило — это сможет далеко-далеко не каждый. А сейчас этого в нашей профессии очень многим не хватает: подчас артисты безалаберно относятся к выходу на сцену. Это как бы что-то мимолётное, полуобязательное — ну вышел, что-то спел, не задумываясь… Она особенная, она, конечно, пример…
Галина Елецкая:
— Действительно, многих, достаточно ярких певцов ее поколения забыли по-настоящему… А по ней, по ее песням тоскуют. Она не придуманная легенда, а часть нашей сегодняшней жизни: нам нужны ее нежность, ее мудрость, ее человеческая стойкость. Наш концерт начинается и завершается словами: «Анна Герман: имя — легенда, имя — судьба, имя — звезда»…
Татьяна Ворожцова:
— Когда начинается финальная песня, мне всегда хочется взять цветы и положить, нет, возложить их — ну не знаю, если бы на сцене был какой-то символ, постамент — возложить ей… В общем-то в качестве именно такого приношения после песен Герман я пою «Адажио» Альбинони: «Я окна в ночь открою, чтоб встретиться с тобой…»
По мысли похоже на строчки из песни «Танцующие Эвридики»:
Утром ветры дуют тихо,
И растают Эвридики.
Но они вернутся снова,
Лишь зажгутся фонари…
...Такую встречу Татьяна Ворожцова и ее коллеги позволяют себе не часто, раз в полтора-два года, потому что требует она большой отдачи, и публика ждет ее с нетерпением…