Бурный рост сменится кропотливым совершенствованием
Генеральный директор «Дорогинского кирпича» Андрей Бушков считает, что и в этой ситуации можно отыскать множество позитивных моментов. В нашем разговоре мы подвели некоторые итоги последних лет и поразмышляли над будущим не только завода, но и всей отрасли производства строительных материалов.
— Андрей Трофимович, первый вопрос невероятно банален, но все же: чем запомнился 2007 год, каким он был для завода?
— Может, и не таким богатым на события, как два предыдущих, но не менее плодотворным. Все-таки на начальном этапе каждый новый шаг вперед казался ярчайшим событием. Сначала пытались элементарно поднять завод из руин, наладить бесперебойное производство, подобрать и стабилизировать коллектив. Затем был период ожидания и реализация газификации производства — прорывной этап в технологии. А прошлый год был уже поспокойнее, но все поставленные планы мы выполнили и даже немного перевыполнили. Стабильность, подкрепленная запасом прочности, мы ценим не меньше.
— Но достижения все же были. Расскажите, что считаете главным?
— Очень много удалось сделать по реконструкции предприятия, которая продолжается постоянно. К профессиональному празднику открыли новую линии формовки. Если говорить конкретно по основному нашему показателю, то вместо запланированных 18 миллионов штук кирпича сделали 21,6 миллиона. Соответственно, увеличилась и выработка на одного работника — очень важный показатель для профессиональных экспертов. Очень рад, что удалось значительно увеличить зарплату — на начало 2007 года она составляла немногим более 6 тысяч рублей, а на 1 января 2008-го — 11900. Это все взаимосвязанные вещи, ведь, больше зарабатывая, люди и работают лучше, а рост производства способствует росту благосостояния коллектива. Еще раз повторюсь, но итогами года мы полностью удовлетворены.
— Но нам с вами известно, что кое-что все же не сложилось. У вас были серьезные намерения приступить в прошлом году к строительству на вашей территории еще одного заводского помещения, сопоставимого по объемам производства с уже действующим. Теперь проект временно «заморожен», судя по всему?
— Действительно, мы работали в этом направлении, есть готовый бизнес-план завода, были предварительные договоренности с зарубежными производителями оборудования, но складывающаяся рыночная ситуация пока заставляет повременить. Но не отказаться окончательно от этих планов.
— А в чем именно выражается «складывающаяся рыночная ситуация», ведь на первый взгляд производители строительных материалов сегодня востребованы, и отсутствие спроса на продукцию им не грозит?
— Здесь нужно рассматривать вопрос гораздо шире — в масштабах экономики всей страны. Свою не самую лучшую лепту внес общемировой финансовый спад. И хотя падение котировок на всех мировых финансовых биржах напрямую вроде и не влияет на Дорогинский кирпичный завод и на наших коллег, но определенная нервозность существует. Банки становятся гораздо осторожнее в выдаче кредитов, а без заемных средств сейчас невозможно развивать бизнес. К тому же Россия уже не первый месяц живет в процессе смены власти, а в такие моменты во всем мире существует ситуация ожидания. Хотя если говорить о нашей отрасли в целом, то в ближайшие года три ей вряд ли грозят какие-то существенные проблемы.
— А потом?
— Во многом выскажу собственное мнение, хотя многие эксперты прогнозируют схожее развитие ситуации. В последнее время доля кирпичного домостроения неизменно снижается за счет активизации производителей крупных домостроительных материалов. Но, конечно же, кирпич никуда не денется, тем более даже при снижении все равно пока существует дефицит. Но постепенно он будет сокращаться, и ориентировочно к 2010 году нам предрекают полное насыщение рынка кирпичом, и даже кризис перепроизводства. Производителям в таком случае остается только одно — снижать себестоимость продукции при постоянном повышении качества. Те, кому это удастся, будут в фаворе. Поэтому мы и не ставим на ближайшую перспективу больших задач по увеличению объемов, а еще более плотно акцентируем внимание на качестве и снижении издержек.
— Хотя как раз с качеством у вас вроде бы полный порядок?
— Да, нам удалось значительно повысить марочность, сейчас порядка 95 процентов выпускаемой продукции — это марка 100. Но, как известно, нет пределов совершенству, в том числе и в нашей отрасли. Что касается путей снижения себестоимости, то уже готовимся к введению в строй автоматизированной линии садки сухого кирпича. Вообще автоматизация и модернизация производства является нашей главной задачей на ближайшие годы. Технологии в мире постоянно развиваются, и Россия, увы, в этой гонке отстает на несколько лет. Так что будем догонять и наверстывать.
— Как я понял, Андрей Трофимович, в целом вы смотрите в будущее с оптимизмом?
— Скорее, просто с уверенностью. Пройден очень непростой и во многом определяющий период становления завода, стабилизации производства, завоевания доверия у клиентов. Без ложной скромности могу сказать, что мы крепко стоим на ногах и верим в свои силы. А легко в бизнесе никогда не бывает, поэтому никто на «сладкую» жизнь и не настраивается. Будет большая, кропотливая работа. А с ней, я уверен, будет и результат.