День рождения, час дарения
Вот уже который, а точнее десятый, год Новосибирская филармония в конце января — начале февраля отмечает свой день рождения с приглашением гостей не только по случаю круглых дат.
Десять лет золотых
Причем именинница филармония не принимает подарки, а сама вручает их — филармоническую премию «Золотой ключ». И день этот традиционно становится праздником для деятелей культуры всего города, чьи творческие достижения отмечаются изящной статуэткой, изображающей скрипичный ключ, а также денежным вознаграждением.
За десять лет существования премии ее лауреатами стали более девяноста новосибирцев. В их числе актер Владимир Лемешонок, музыканты Владимир Толкачев, Павел Шаромов и Татьяна Ворожцова, писатель Юрий Магалиф, художники Сергей Мосиенко, Александр Шуриц, режиссер Сергей Афанасьев.
По мнению художественного руководителя филармонии Владимира Михайловича Калужского, вообще в обществе существует мало способов поощрения людей культуры, да и те — ордена, звания, другие премии и награды — обычно даются к круглым или полукруглым датам и чаще по совокупности заслуг. А в таком богатом талантливыми профессионалами городе потребность в том, чтобы их творческие удачи отметили сегодня и сейчас, несоизмеримо выше. Поэтому с самого начала из концепции внутри филармонической премии родилась идея премии общегородской, но присуждаемой коллегами из филармонии. Что в определенном смысле вдвойне приятно: тебя оценили профессионалы от искусства!
На пресс-конференции, предварявшей 71-й день рождения филармонии, Владимир Михайлович заметил по этому поводу, что месяц назад он побывал в Дюссельдорфе, в квартире Каца, куда после смерти Арнольда Михайловича переехала его вдова — Сильвия Натановна. Так вот, среди многочисленных и самых высоких наград маэстро почетное место в доме занимал «Золотой ключ», который ему вручили к 80-летию, в сентябре 2004 года. По словам Калужского, решились это сделать именно на юбилей, потому что в общей череде вручений подобное казалось неловким: Кац — фигура такого масштаба, что ему премия своей же филармонии! Оказалось, он был благодарен именно «своим, родным» за такое признание — тепло и с уважением отнесся к этой награде.
Концерт как награда и именинный торт
...А день рождения у филармонии, как всегда, прошел по-семейному сердечно-непринужденно и безупречно элегантно — без малейшего оттенка провинциализма по форме и тону. А уж концертная его часть даже для привычных к филармоническим музыкальным «лакомствам» гостей была просто восхитительна.
Началась она со знаменитой баховской Пассакалии до минор в исполнении органистки Наталии Колкер, как бы очертившей грандиозность музыкального космоса, которым умело и вдохновенно управляют здесь, в филармонии. Затем изысканно-нездешним звучанием оперной музыки Вивальди буквально взял в плен публику контртенор Николай Шилинцев (пианистка Дина Новикова).
А хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» в сопровождении Елены Поповской (орган) спел духовное сочинение современного композитора Владимира Мартынова «Заповеди блаженства» так красиво и так (простите за тавтологию!) духовно, что заповеданная «награда на небеса-а-х» стала слушателю чудесным образом прекрасно очевидной...
Известная пианистка Наталья Талдыкина в бетховенских вариациях на музыкальную тему из оперы Сальери «Фальстаф, или Три шутки» покорила зал виртуозностью самой что ни на есть высшей пробы. Как ансамбль ранней музыки Insula Magica — страстной лиричностью любовных напевов разных эпох от мадригала Таривердиева до раскаленной изнутри сдерживаемым сердечным огнем испанской фолии.
Как обычно, в неописуемый восторг привели публику эффектные и ювелирно выделанные вокальные «шуточки» в исполнении ансамбля Павла Шаромова — немецкая «Die Kleine» Кальмера и в современной обработке русская «Барыня».
Камерный оркестр под управлением маэстро Александра Полищука после струнного квартета Дворжака также увенчал свое выступление двумя «вишенками» на именинном филармоническом торте. Это были «Идиллия для двух скрипок» Лабицкого, в котором блеснули Евгений Кленов и Федор Кабельский, и «Пустячок» Андерсона, где часть оркестрантов — опять же к радости гостей, продемонстрировала еще и вокальные таланты.
Словом, концерт, или, как сказал Владимир Калужский, «венок, подношение к празднику», был изумительным. А очевидным являлось то, что этот «именинный торт» приготовлен из номеров-ингредиентов, которые наша филармония может себе позволить в любой день — уж такой у нее уровень!
И «Глас народа» прозвучал
Что же касается самой церемонии вручения премии, то была она не менее волнующей не только от радостных эмоций награждаемых, но и благодаря интриге, которую на этот раз организаторы изначально заложили в систему отбора кандидатов в лауреаты. Прежде экспертный совет и дирекция филармонии выбирали достойных и за две недели до награждения обнародовали их имена. В этом году в каждой номинации премии («Филармония», «Дебют», «Город») было заявлено по три имени. Организаторам хотелось хотя бы таким образом отметить как можно больше людей, сделавших для культуры Новосибирска нечто славное, замечательное, талантливое.
Так, претендентами на «Золотой ключ» в номинации «Филармония» среди музыкантов были: артист академического симфонического оркестра фаготист Александр Гурьянов, пианист Геннадий Пыстин и Сергей Тентилов (бас) — хормейстер Новосибирского театра оперы и балета, а также ансамбля «Маркелловы голоса».
В номинации «Дебют» представлены музыканты, которые, по словам художественного руководителя филармонии, работают по три-пять лет: «Но они сделали нечто, что является дебютом. Это Наталья Гирунян, которая играет на арфе и сейчас будет продолжать обучение в Венской консерватории. Затем Наталья Григорьева, которая играет на виолончели в Камерном оркестре и еще в созданной ею группе «Silentium» рок-музыку. И, наконец, третий номинант — это молодой преподаватель Новосибирской консерватории Глеб Никулин, талантливый органист — тоже уникальная в своём роде личность».
В третьей номинации — «Город» — были заявлены «люди, которые находятся за пределами филармонии», деятели культуры Новосибирска разных направлений. Здесь выдвинуты Лариса Благовещенская, кандидат искусствоведения, знаток такого своеобразного дела, как колокольный звон, активно и плодотворно сотрудничающая с Камерным хором филармонии; Данила Меньшиков — известный новосибирский художник, и Зоя Терехова — «знак и символ» замечательного театрального коллектива ГДТ под руководством Сергея Афанасьева.
На торжестве на сцену для вручения награды выходил один из номинантов, названный лауреатом. Но остальные, по их признанию, потом, в кулуарах, тоже чувствовали себя полноправными именинниками.
И совершенно триумфально в новой номинации, которая называлась «Глас народа» (это было тайное голосование посетителей филармонических программ в течение месяца), победил Игорь Тюваев — художественный руководитель «Маркелловых голосов» и с нового сезона — художественный руководитель Сибирского русского народного хора.
А вот еще две награды были по традиции, по крайней мере для публики, безальтернативными.
Так, лауреатом премии «Серебряный ключ», олицетворяющей союз артистов и слушателей, стала директор филармонического струнного квартета Filarmonica Галина Борк. А престижный «Золотой ключик», отмечающий успехи совсем юных музыкантов, за активное участие в программах детско-юношеской филармонии получил двенадцатилетний пианист Максим Цыпкин. Кстати, замечательно — с большим чувством и, я бы сказала, смыслом — исполнивший в именинном концерте «Импровизацию» Форе.
Музыка всегда со мной
Именно у самого молодого лауреата — Максима Цыпкина я и взяла небольшое интервью. Правда, на первый вопрос, какие чувства испытывает новоиспеченный лауреат, ответила его мама, Ольга Ивановна:
— Нам очень приятно, и это было большой неожиданностью, что Максим получил такую премию. Какие чувства испытываем? Благодарность коллективу филармонии и нашей учительнице.
— А где ты, Максим, учишься?
— В детской школе искусств № 20 Кировского района. У меня очень хороший педагог — Людмила Владимировна Кузнецова. Кстати, у нее учились мои мама и старшая сестра.
— У вас музыкальная семья?
— Можно сказать, да. Они — мама и сестра — не музыканты, но школу окончили и музыку любят.
— У юных дарований принято спрашивать: ты много занимаешься, приходится лишать себя всяких там мальчишеских радостей — футболов, хоккеев, прогулок?
— Ой, ну конечно! Потому что, кроме музыки, я пятый год занимаюсь каратэ в профессиональном спортивном клубе «Успех». Времени только на учебу и остается — выучить дома уроки. А гулять я хожу очень редко, по выходным.
— Максим, ты так хорошо играл! Что ты чувствуешь, думаешь, когда исполняешь эту серьезную пьесу?
— Когда я исполняю это произведение, я представляю себе разные образы спокойствия. Вот человек спокоен, спокоен и вдруг в течении музыки происходит всплеск. Я представляю его как какую-то эмоцию. А вообще я ощущаю это произведение как лирическое: я играю его с чувством и стараюсь передать это залу...