Театр через сердце и разум
Откликнулись не только учащиеся гуманитарных университетов — первое и третье место заняли студентки НГУ Ирина Урванцева и Екатерина Унгур, но и технари не подкачали. Отзыв Николая Поляка, учащегося СибГУТИ, покорил жюри четкостью мысли и ясной позицией, поэтому ему присудили второе место. Именно его отзыв на спектакль «Карточный домик, или Настоящее» мы предлагаем оценить читателям «Советской Сибири».
Чувства или философские искания?
Недавно я посетил театр «Старый дом» и имел редкую возможность посмотреть пьесу британского драматурга Тома Стоппарда «Отражения, или Истинное», которая в постановке новосибирской труппы и режиссера Сергея Каргина получила название «Карточный домик, или Настоящее».
Спектакль получился легким, где-то смешным, тогда как сама пьеса носит жанр трагикомедии и крепко берет за душу. Должно быть, такой взгляд на произведение обусловлен русским менталитетом, веяниями нашей культуры, драмами великих соотечественников, таких как Чехов, Достоевский... Любителям русского театра зачастую кажется, что любая сложная жизненная ситуация в исполнении актеров на сцене должна быть подана трагично, это подтверждает и то, что русский зритель очень сопереживает героям.
С самого начала спектакля актеры с заметной напряженностью начали играть и без того натянутые эмоции. Если бы не гениальность задумчивого образа, воплощенного заслуженным артистом РФ Леонидом Ивановым, спектакль, наверное, бы не разбудил меня. Но с наступлением второго акта все встало на свои места: актеры входят в кураж, спектакль приобретает размеренный темп, и с точки зрения исполнения к нему вдруг возникает неподдельный интерес.
У меня как у человека, не читавшего пьесу, по завершении представления мнение о нем оказывается двойственным: с одной стороны, спектакль понравился своей неординарностью и «западной» живостью, а с другой — возникает желание прочесть пьесу, чтобы найти в ней то, чего не хватило в игре актеров на сцене — выдержанного трагизма.
Трагедии бывают социальные, личностные, либо трагедии взаимодействия личности и общества. По просмотру спектакля создается впечатление, что нам преподносят трагедию нескольких личностей, что сложные взаимоотношения между героями и их порой неискренние, разорванные друг к другу чувства — это их вина.
Если прочитать «Отражения, или Истинное» Тома Стоппарда, видна трагедия лишь одного человека — трагедия истинного писателя. Хотя пьеса не является рассказом от первого лица, несложно догадаться, что все события представлены через призму взгляда главного героя, отсюда совпадения между его произведениями и событиями в его реальной жизни (если происходящее в пьесе можно назвать «реальной» жизнью). Генри со своей сложной творческой натурой более живет фантазиями, чем настоящим, отсюда и возникают его неудачи с женами. И это действительно так, он писатель, он фантазер, он не постоянен ни в чем. Всем нам хорошо известны такие люди, они могут быть гениальны в различной степени, но всегда их непостоянство выливается в личную жизнь, они будут менять одного, другого, третьего спутника жизни, пока не разберутся в самих себе, в этом заключается трагедия — трагедия одной личности. И хотя даже все герои произведения связаны с творческими профессиями, они не есть истинные творческие натуры, они не «писатели»; как пьесу ни читай, этого не изменишь. Ведь, если бы все они были, как Генри, то никогда не стали бы общаться, доказательством тому служат примеры из нашей жизни: друг к другу тянутся рационалисты, твердые, уверенные в себе люди, а такие не определившиеся личности, как Генри, с трудным, витиеватым путем к самопознанию, обыкновенно не выносят себе подобных.
Автор, описывая героев пьесы, пишет: «Анни — как раз такая девушка, какой Шарлота была в молодости». Данное описание ключевое для понимания пьесы, ведь это значит, что герой пришел к той же, от которой ушел, то есть так и не смог разобраться в себе — вот, на мой взгляд, то, что нужно было показать спектаклем.
При всем этом спектакль получился интересным, каждый должен посмотреть его хотя бы для того, чтобы просто пережить, обогатить себя чувственно — это также важно в современной черствой жизни, если даже не важнее, чем разбираться в глубокой философии драматургии.