USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Грузинский лейтмотив сезона

Степан ЗВЕЗДИН.
013-19.jpg
013-19.jpg



Как-то на охоте Миллон подстрелил ворона. Ворон оказался непростым… И теперь, во искупление вины, «убивец» должен жениться на девушке, похожей на ворона… Дженнаро решается помочь своему брату и в чужой стране ворует для него девушку Армиллу с черными (как у ворона) волосами… Но отец Армиллы — злостный царь-колдун Норандо — жаждет мести…

Такова предыстория событий. Так итальянский драматург — в свое время — переосмысливал вечные сюжеты традиционной комедии dell arte… На сцене — знакомые маски Бригеллы, Труффальдино, Панталоне, Тартальи, Смеральдины и… еще одной Смеральдины, но в новом качестве.

Этот спектакль, как и полагается изначально народному площадному театру, наполнен грубоватым, но отнюдь не пошлым юмором, яркими, а также отнюдь не вульгарными костюмами, пластическими дивертисментами и неоднократными перевоплощениями актеров в наших с вами собеседников…

Нет-нет да «остановится» спектакль и поговорят со зрителями «о наболевшем» актеры В. Казанцев и В. Тихоненко — о гастролях в Кочки, Кыштовку, Тогучин, Болотное… Нет-нет да устанет стоять, изображая мраморную статую, актер А. Бутрин и попросит у нас позволения присесть-отдохнуть…

Нет-нет да заснет-захрапит с открытыми глазами Миллон в замечательном исполнении В. Борисова, получившего в этом году, кстати, новосибирскую театральную премию «Парадиз» (поздравляем!)… Нет-нет да разбудит его «еще одна Смеральдина» (А. Панина), продемонстрировав, «который час» (а часики у нее — под юбкой).

И без импровизации здесь не обойтись — зрители часто вступают в диалог с актерами… Импровизация, буффонада «в крови» этого жанра.

Фантастический сюжет (в этом новизна К. Гоцци) развивается достаточно динамично — это непременное условие зрительского успеха итальянских комедий. Труппе «Старого дома» нужно отдать должное: почти не имея опыта игры в подобных пьесах, актеры существуют в целом достойно. Нельзя не отметить роли В. Борисова, Х. Ивановой, А. Паниной, В. Тихоненко, В. Казанцева, Л. Решетько, А. Сидорова, А. Бутрина…

Каким бы ни был коммерческий результат спектакля, актеры получили главное — опыт игры в масочной комедии, требующей изящества импровизации, задора, пластики, умения играть в определенном (быстром!) темпе, ритме, — с юмором и пониманием ко всему, что делаешь. Не помешает и вера в режиссера.

Конечно, не все в «Вороне» гладко и не все актеры вписываются в непростые режиссерские построения, но первый блин отнюдь не комом. Вслед за аппетитом умение приходит во время игры…

Спектаклем «Ворон» театр «Старый дом» открывает обещанную международную программу. Впереди — спектакли режиссеров из Швеции, Литвы, Польши, среди которых именитый мастер Кшиштоф Занусси — человек театра и кино. Следующая премьера — в постановке Александра Нордштрема — «Трактирщица» К. Гольдони. Этот драматург, кстати, всю жизнь спорил с К. Гоцци, автором «Ворона», все о той же комедии dell arte. Интересно, будет ли место спору на сцене «Старого дома»?

…А пока новосибирский театральный сезон имеет все шансы стать «грузинским». Грузинские пьесы и режиссеры «властвуют» на местных подмостках: так, последней премьерой в театре С. Афанасьева стала «Ханума» по пьесе А. Цагарели. Немного раньше спектакль «Священное пламя» появился на сцене «Глобуса» в постановке Г. Цхвиравы. Сегодня очередь за театром «Старый дом»…

Фотографии статьи
013-20.jpg