Александр БУТИН:
Пусть не покинет вас чувство национальной гордости
«Такое достижение стало возможным благодаря совместным слаженным действиям всех наших подразделений, всех солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, — говорит генерал Бутин. — Служба, — добавляет он, — это вся моя жизнь. И я не отделяю ее от каких-либо других проявлений жизни. Дом или отпуск, Новый год или общение с вами — все равно рука постоянно на пульсе». Это ясно. Как про внутренние войска говорят, у них нет подразделений постоянной боевой готовности. Поскольку без исключения все они обязаны быть готовыми постоянно. И ко всему.
Знаменателен 2007 год для генерала Бутина еще двумя вехами — 70-летием родной Новосибирской области и собственным его 50-летием (интервью по этому поводу с ним вы читали в № 169 от 31 августа). Словом, область товарищу генералу в матери годится! Если чисто человеческими мерками пользоваться. И если взять его к ней чисто человеческое отношение. Такой расклад вкупе с наступающим Новым годом словно бы сам по себе определил ход нашей небольшой беседы.
— Александр Викторович, вы родились и выросли в Новосибирске, обязаны ему своим становлением как воина. А какие события детства вспоминаются вам в первую очередь?
— Самое яркое из них, пожалуй, мое крещение в кафедральном соборе. Три или четыре года мне было. Тогда это не очень-то поощрялось, родители были коммунистами... А бабушка в сговоре с моей будущей крестной под благовидным предлогом (вроде как в парк идем гулять) меня взяли и повели в церковь. Необычность обстановки, особенно после старого барака, в котором мы жили (а что еще я мог видеть в жизни на тот момент?), меня просто ошеломила. Конечно, памятны все события, связанные с военными парадами. Мальчишкой бегал смотреть на эти танки, на людей в погонах, которых вообще считал сверхлюдьми, сверхбогами какими-то… Так зародилась тяга к военному делу.
— Сегодня, тем более в свете нынешних достижений, вам есть чем гордиться. А когда вы впервые испытали чувство гордости, в частности, за родной город, родную область?
— Когда, будучи семиклассником 98-й новосибирской школы, стал участвовать в спортивных соревнованиях — первенстве зоны Сибири и Дальнего Востока по футболу. Четко тогда осознал: да, я защищаю не просто интересы команды — защищаю честь Новосибирской области. Позже, уже курсантом (Новосибирского высшего военного командного училища МВД РФ. — Авт.), принимал участие в военных парадах на площади Ленина. В парадах, за которыми долгое время восторженно наблюдал со стороны. И вдруг — сам я в гуще событий! Иду строевым шагом! Конечно, чувство гордости было огромное.
— Впоследствии «обычная судьба военного» надолго вас разлучила с малой родиной. Как восприняли ее, на что прежде всего обратили внимание, возвратившись сюда уже в 2004 году в роли командующего?
— Буквально шоковое (в положительном смысле, конечно) состояние возникло, когда я увидел область в ее развитии. До этого сменил семнадцать мест службы, был в крупных городах и регионах, но нигде подобной динамики не встречал. Вот эта динамика, объективные преобразования меня действительно потрясли. Прежде всего обратил внимание на строительство — продуманное, огромного размаха, со своей эстетикой. И снова гордость испытал: какие все же в моем городе, в моей области трудятся люди, какие здесь грамотные руководители!
— А Родина как, вас не забыла?
— Не забыла. Именно у себя на Родине, кстати, я впервые — после тридцати одного года службы, после долгих переездов с одной съемной квартиры на другую — получил собственное жилье. Искренне говорю спасибо губернатору Виктору Толоконскому: посодействовал.
— Александр Викторович, в преддверии наступающего праздника логичным будет спросить: какой Новый год стал за это время для вас наиболее памятным? Может, их несколько…
— Конечно, здесь никак нельзя обойтись без воспоминаний о войне. Пять лет в общей сложности на Северном Кавказе.... Часто празднику сопутствовали горестные события. Но мы, командиры, какой бы сложной обстановка ни была, всегда старались по-человечески поздравить бойцов. Даже если сами в этот период службу на Северном Кавказе не несли, то на Новый год специально приезжали. Чтобы быть со своими ребятами — в окопах, блиндажах, казармах, узлах связи, боевых машинах — везде. Подарки привозили. Помните, в стране даже специальные кампании проводились? Простые люди собирали посылки — носочки там, варежки, сладости, тетрадки, ручки... Школьники рисовали картинки, письма писали бойцам. Казалось бы, что тут такого? Однако чрезвычайно приятно было все это получать, у ребят возникало ощущение настоящего праздника — несмотря ни на что. Салюты были. Своеобразные, правда: никаких огней-фейерверков, просто боевыми патронами стреляли в воздух. И стол был, и тосты. Конечно, вспоминали тех, кого уже с нами нет...
— Это понятно.
— Ну а если о сугубо радостном говорить, то ярчайшее для меня событие — это встреча Нового года в кругу семьи. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать те моменты за всю мою тридцатилетнюю с лишним службу, когда я находился — в полном смысле слова — за семейным столом. Бывало, прилетал откуда-нибудь перед самым боем часов и в последние минуты уходящего года присоединялся к домашним, жене и дочери.
— А нынче что планируется?
— С вечера 31 декабря буду находиться на командном пункте, поздравлять военнослужащих округа. Округ у нас охватывает шестнадцать субъектов Федерации, расположенных в четырех часовых поясах. И минут за двадцать до наступления Нового года в каждом из этих поясов буду по телефону передавать поздравления.
— Дело серьезное, Александр Викторович, но в праздник рано или поздно дело дойдет и до тостов…
— Первым делом обязательно поднимаю тост за родителей. Всегда надо помнить: слишком много они отдали ради нас, трудились, чтобы нам потом пользоваться этим благом, чтобы нам жить. Хочу, чтобы не только в тостах по праздникам о них вспоминали, надо в реальной жизни уделять им достойное внимание, заботиться. Второй тост — за детей. И всегда я поднимаю тост за солдата. Потому что знаю цену этому солдату. Знаю, какая нагрузка на него возлагается, сколько от него зависит. Знаю, наконец, как мальчишки, чьи-то сыновья, братья, любимые, близкие, шли выполнять приказ, понимая, что обратно им не вернуться. И пока такие ребята есть у нас, Россию никогда никто не победит. Конечно, все поддерживают этот тост, когда собираемся чисто офицерским кругом. Ведь все погоны, все звезды, все наши должности — по сути, эти ребята нам дали. Подчиненный добросовестно выполняет приказ — и командира замечают, он тоже растет. Солдаты — как наши индикаторы. Они нас вырастили.
— А какими будут ваши пожелания читателям «Советской Сибири», жителям вашего родного города и родной области?
— Обязательно — крепкого здоровья. Пусть с наступлением Нового года каждый что-то для себя запланирует, загадает, а потом эти планы непременно сбудутся. Желаю, чтобы детишки радовались и носили из школы пятерки. Чтобы молодые люди создавали счастливые семьи, больше рожали. Чтобы рабочие места у всех были, достойная зарплата. И еще. Наступающий год для страны, как мы помним, судьбоносный. Поэтому желаю сделать в марте правильный выбор. И пусть не покинет вас, моих земляков и всех россиян, чувство самодостаточности, чувство национальной гордости. С Новым годом!
АКТУАЛЬНО


