А мы всё верим в чудеса
Мне хочется верить, что он должен стать для нашего футбола переломным, поворотным, определяющим — остальные эпитеты придумайте сами. Хочется — но не верю… Уж больно много мифов и заблуждений сопутствует нашему менталитету, а футболисты — те же русские люди, читавшие в детстве одни и те же сказки, что и мы все. Итак, давайте пробежимся по мифологии российского футбола и постараемся понять, что же нам светит на «ЕВРО-2008» в Австрии и Швейцарии.
Миф №1. Выход в финал чемпионата Европы — огромный успех.
Ничего подобного. Этот «ЕВРО» станет пятым за историю Российского государства. И мы в четвертый раз выходим в финальную часть. Результат мог бы быть и стопроцентным, но ужасающая ошибка вратаря Филимонова в октябре 99-го в матче с Украиной стоила нам выхода на «ЕВРО-2000». А вот то, что дальше группового турнира на чемпионатах Россия не проходила, — факт. Так что ни о каких успехах речь идти не может, если, конечно, не считать таковым топтание на месте. Если эти никому не нужные «танцы» продолжатся и будущим летом, то впору говорить не о прогрессе, а о застое нашего футбола.
Другое дело, что этот выход нам крайне необходим, с точки зрения дальнейшей перспективы. Даже малейшее продвижение в мировом рейтинге сборных сулит нам на следующих крупных турнирах более «легких» соперников. Не выйди мы сейчас, могли бы рухнуть в такую яму, из которой выбираться невероятно тяжело.
Миф №2. У нас молодая, амбициозная и волевая команда.
По среднему возрасту игроков — около 25 лет — да, молодая. Но мы никак не можем в нашей психологии избавиться от застарелого стереотипа, согласно которому нельзя бросать молодых в самое пекло. Все современные мировые «звезды» уже в 18 — 20 лет выходили на первые роли в своих командах. Наших же упорно берегут, да и сами футболисты, видимо, постоянно убеждают себя: «Мне всего 20, 22, 25 лет — все еще впереди». И сами не замечают, как им исполняется 30, и самая полезная минеральная вода уже не помогает.
А это и есть те самые амбиции. Почти весь основной состав нашей сборной мог в свое время оказаться в командах ведущих чемпионатов Старого Света. Но сумасшедшие, по всем меркам, зарплаты в России и милые сердцу статусы «первых парней на деревне» держат покрепче якоря от ледокола «Ленин». Сейчас разговоры об интересе зарубежных клубов к нашим вспыхнули с новой силой, но совершенно оторванные от земных реалий триумфаторы опять капризничают — мол, пойдем только в великие клубы, и никуда иначе. Опять те же самые грабли — если облажаемся на «ЕВРО», даже середняки не захотят увидеть в своих составах русских. Если три-четыре игрока основы не переедут нынешней зимой за рубеж, уверен, нам ничего не светит.
По той простой причине, что как бы ни возносили постоянно растущий уровень внутреннего первенства, матчей высшего накала в нем за год и с десяток не наберется. За границей — каждый второй. И когда сборной предстоит действительно важная схватка, наши ползают по полю, как сонные ленивцы. Так, как учит нас чемпионат России. Примеров хоть отбавляй — памятная всем встреча с Израилем явилась филигранной копией встречи двухлетней давности со Словакией, когда мы могли сами решить вопрос выхода на чемпионат мира 2006 года. Но не в Иерусалиме, не в Братиславе воли проявлено не было. И за полгода появиться она не сможет. А это еще одно доказательство призрачности наших шансов на европейском форуме. Хотя наш добрый и всепрощающий болельщик вновь наивно ждет чудес. Побойтесь Бога, друзья, мы же не на детском новогоднем утреннике.
Миф №3. Мы нашли тренера-волшебника, и теперь нам будет везти всегда.
Умилительно читать такие суждения, особенно от журналистов серьезных спортивных изданий. За те полтора года, что голландец Гус Хиддинк отработал со сборной России, о его магических возможностях писали больше, чем о профессионализме и достижениях голландца. Он один из редких тренеров (в мире их можно пересчитать по пальцам одной руки), который одинаково успешно решал поставленные задачи как с клубами, так и с национальными сборными. Он делал едиными всепобеждающими коллективами великий мадридский «Реал» и сборную Голландии конца 90-х годов, а также никогда не проявлявшие себя ранее сборные Южной Кореи и Австралии. Теперь вот дошла очередь и до России. Нам завидуют очень многие страны, и, похоже, и сами российские футболисты решили, что играть не обязательно, коли есть Хиддинк. Во встрече с Израилем на голландца было больно смотреть — он дал этим парням всё, что мог, а на его глазах не просто проигрывала подопечная команда — рушились фундаментальные представления человека о жизни.
Если бы наши все же не вышли на «ЕВРО», Хиддинка было бы очень жалко. Сейчас же, как ни странно, тревога за репутацию тренера достигла апогея. Он смог наладить мало-мальски внятную игру, решить турнирную задачу, но понять «загадочную русскую душу», по его собственному признанию, так и не смог. И это его очень беспокоит в преддверии «ЕВРО-2008». И, похоже, Хиддинк так и останется в мучительно-щемящем одиночестве вплоть до неизбежного будущим летом фиаско. А потом наши футболисты и игроки что-нибудь придумают — по умению «лепить отмазки» мы точно чемпионы мира.
Миф №4. В матче Англия — Хорватия произошло чудо.
По поводу этих высказываний у меня только два определения: непонятный снобизм и «имперские» замашки. Хорватия, на минуточку, самый достойный преемник мощнейшего югославского футбола, бронзовый призер чемпионата мира-98 и десятая команда в мировом рейтинге, место в котором не купишь ни за деньги, ни за красивые глаза. Кстати, хорваты котируются выше англичан, у которых застарелых амбиций даже больше наших, и уж тем более России, уже много лет балансирующей в районе 20-го места.
И когда хорваты, которые к тому моменту уже решили задачу с попаданием в финал, выходят на поле соперника и на глазах у 90 тысяч англичан разносят того в пух и прах, мы искренне думаем, что свершилось чудо. Когда хорваты в один голос говорят, что играли не за Россию, а за свою Родину, да еще и отказываются от предложенных нашим олигархом «мерседесов», тут в России и вовсе случается коллективный мозговой ступор.
Хорваты, естественно, не бессребреники. Они бились в том числе и за своё личное светлое будущее, и сегодня на них «охотятся» действительно великие клубы, не чета тем, что предпринимают бесплодные попытки уломать русских. И на чемпионате Европы я тоже буду болеть за хорватов, потому что уверен, что они скорее «погибнут сражаясь, чем будут жить на коленях». Увы, в наших такой уверенности нет.
Грустные получились выводы, неоптимистичные. Но, даже не веря в нашу сборную, я буду изо всех сил сжимать за нее кулаки. Ведь по отдельности почти каждый игрок мне очень симпатичен, и эти парни — самые лучшие, что есть в стране на данный момент. Буду болеть и потому, что это самое слабое поколение футболистов за последние много-много лет. Они начинали заниматься футболом на рубеже 90-х годов, когда рушились спортивные школы, происходила коренная ломка в стране. Их предшественники выигрывали даже чемпионаты мира среди юниоров, в 1991 году наши ребята выиграли чемпионат Европы до 23 лет, обыграв в финале тогда еще единых сербов, хорватов и македонцев. В прошлом году наши 17-летние пацаны выиграли Европу по своему возрасту. У нынешнего поколения нет никаких успехов, и этот чемпионат — реальный шанс для них завоевать хотя бы уважение. Да, это немного, но это — немало. Победитель всегда один — достойных команд гораздо больше. Мы вряд ли будем первыми, но хочется быть сильными. Безо всяких чудес.