«Старый дом»: разговоры о любви и мире в ожидании премьеры
В 2008 году в «Старом доме» поставит спектакль «Дуэт» по Эскину знаменитый режиссер Кшиштоф Занусси! Почти все большие кинорежиссеры время от времени отвлекаются на театральные постановки. Занусси уже работал в российском театре — во МХАТе. Теперь он дал согласие работать в Новосибирске.
— Весь нынешний сезон, — продолжала директор, — у нас построен на международных проектах. Интересная жизнь обеспечена и артистам, и зрителям. Достаточно только перечислить фамилии режиссеров: это и уже знакомые новосибирцам Варсимашвили и Нордштрем, и старый друг театра режиссер Бобровский, и литовский режиссер Линас Зайкаускас, который, кстати, вот-вот станет у нас заместителем директора театра по зарубежным связям и творческим проектам. Зайкаускас не только поставит в «Старом доме» спектакль, но и повезет его на фестиваль в Польшу. Эта поездка, возможно, выльется в тур по Польше и отчасти — по Германии. Европа по сравнению с Сибирью — кроха, и если уж отправляться в путешествие за пять тысяч километров, то отчего же не завернуть в Краков, где есть театр с такой же, как у «Старого дома», маленькой сценической площадкой и куда нас уже пригласил его директор? Отчего же не показать сибирское искусство в Познани и Варшаве? А там и до Берлина 100 километров...
Есть у театра и планы пока тайные, но, судя по намекам, сделанным все на той же пресс-конференции, интригующие. Близится год Франции в России (равно как и России во Франции). Театр ведет переговоры с некоторыми французскими постановщиками, имена которых тоже не разочаруют зрителей.
Что до премьеры «Ворона», то режиссер Андро Енукидзе из Тбилисского Русского драматического театра им. Грибоедова, объяснял журналистам, что любой замысел в его понимании — это заблуждение. Если заблуждения нет, а есть хрестоматийное понимание пьесы — зачем ее ставить? Сюжет трагикомедии Карло Гоцци — о проклятии, которое тяготеет над героями пьесы, мешает их любви и даже приводит к смерти.
— Мне кажется, ворон символизирует то проклятие, которое нависло над просторами бывшего Советского Союза. Мы привычно переадресовываем свои беды то цареубийцам, то коммунистам, то демократам. А мне кажется, ворон, который «накаркал» судьбу, сидит в каждом из нас. И вот мы вслед за Карло Гоцци стилизуем сказочный «хэппи энд» пьесы, оттеняя его грустными и ироничными рассуждениями о любви и политике, — сказал Андро Енукидзе, как истинный грузин. — В Тбилиси самый строгий зритель из всех, что я видел, а я работал в разных странах и разных театральных традициях. Но грузинский зритель приучил меня, что мертвый спектакль никогда не будет иметь успеха. Зачем сидеть в зале, где жизни нет, если за стенами театра так много прекрасного: снег, ветер, солнце, еда, вино, любовь?.. «Ворон» — это комедия, и мы постараемся, чтобы было смешно. Мы постараемся, чтобы спектакль был умный. Но умный театр — это не тот, где на сцене говорят очень умным театральным языком. Умный театр — кристально ясный, понятный и лауреату Нобелевской премии, и бабушке-театралке, которая помнит молодого актера Меркурьева. В «Старом доме» добротный средний состав актеров. Из моих уст это очень большая похвала. Все актеры очень хотят играть, пробовать то, что я им предлагаю. Я учусь у них, пока они учатся у меня. Это очень интересно. Будет ли интересно зрителю? Поживем — увидим.