«Корова, как Марина Мнишек...»
Сегодня поэзия продолжает существовать, жить по своим законам и по законам своего времени. В литературных журналах печатаются стихи, выходят поэтические сборники, устраиваются вечера поэзии…
24 ноября в зале абонемента художественной литературы научной библиотеки Новосибирского государственного университета состоялся поэтический вечер в рамках всероссийского фестиваля «Мороз и солнце», который стал первым подобным событием в Новосибирске после сорокалетнего перерыва.
Оргкомитет фестиваля — департамент культуры Новосибирской области, областная научная библиотека, всероссийский журнал «Сибирские огни». А участники встречи — известные поэты. Новосибирск представляли Владимир Берязев, Владимир Ярцев, Станислав Михайлов, Анатолий Соколов, Дмитрий Рябов; из соседнего города Омска приехал поэт Олег Клишин; из Санкт-Петербурга на вечер поэзии прилетел бард и поэт Виталий Дмитриев; примадонной вечера стала поэтесса из Самары Светлана Кекова. Почти все эти имена удостоены множества литературных премий и наград.
...Атмосфера в зале абонемента художественной литературы НГУ домашняя. Длинный стол уставлен цветами. И пока собрались не все гости, сотрудники библиотеки ведут теплую беседу с поэтами. Казалось, они все между собой знакомы чуть ли не с детства. Но, несмотря на приятную неофициальную обстановку, время начинать вечер давно пришло, все поэты собрались, и когда группа студенток наконец сдала свою одежду в гардероб и все расселись по местам, вечер официально был объявлен открытым.
Поэты выступали по-разному. Кто-то говорил вступительную речь о своем творчестве и биографии, кто-то с ходу начинал читать стихи. Некоторые читали наизусть, кто-то по своим новеньким сборникам. Одни декламировали торопясь и небрежно, другие — нараспев, в манере наговора, как это делал в свое время Мережковский, а кто-то — агрессивно и артистично.
Тематика современной поэзии самая разнообразная. Полуторачасовое чтение было наполнено образами деревни и города, детства, борьбы человека со временем, любви к друзьям, женщине и Родине. Но поэтическое видение мира отличается от бытового. Часто краски сгущаются до напряжения, и через призму поэтического взгляда все встает с ног на голову. Так появляется что-то похожее на «антипатриотизм», и рождаются следующие строки о России:
Здесь любая слава —
дурная слава,
Здесь любви платонической
или плотской
Не бывает —
Ее заменили скотской,
Здесь каким-то чудом
родился Бродский.
(Виталий Дмитриев)
Это стихотворение в манере Бродского, и, действительно, Бродский как-то написал о себе, как о «чуде среди грязи». Но у меня оно невольно вызвало чувство протеста: где же еще, как не здесь, было возможным родиться Бродскому и другим гениям? И зачем мою любовь (пусть и косвенно) обозвали скотской? Что это? Творчество эпатажа? Но, впрочем, я утешала себя тем, что поэзия — это область сугубо личного, каждый поэт волен говорить о мире субъективно...
На вечере были представлены самые разнообразные поэтические жанры: стихотворные баллады, миниатюрные поэмы, шутливые зарисовки и рифмованные анекдотичные повествования. Каждое стихотворение сопровождалось аплодисментами, тем более, если чтец случайно забывал строчку.
После того как все выступили, залу предложили задавать вопросы. Обсуждалось творческое объединение «Shoroho», планы поэтов на будущее, их отношение к начинающим поэтам. Так, в ходе общения со слушателями выяснилось, что «современный поэт созревает по-настоящему только к сорока» и что прозаическая литература на сегодняшний день «в большинстве своем не отмечена талантом». На мой вопрос, какое место в современном мире, с его суетой и вечной погоней за чистоганом, отводится поэзии, новосибирский поэт ответил так:
— Эффект как раз противоположный. Казалось бы, когда в мире поменялась система ценностей, пишут больше, другое дело — как пишут. Пишут больше, но качество поэзии упало. Кстати, когда узнали, что здесь состоится поэтический фестиваль, в редакции журнала «Сибирские огни» телефон раскалился докрасна, при этом люди не просто получали сведения о том, когда и где состоится встреча, а выражали желание почитать сами. Народ ищет прецедент, ищет возможности — где бы почитать. Сейчас складывается вообще удивительная ситуация — люди собирают деньги, арендуют помещения и там собираются, облизывают друг друга, читают стихи, хвалят друг друга. Сейчас в городе существует столько литературных объединений, что в этом обилии даже есть что-то отрицательное, подозрительное. Качество плохое. Хороших стихов очень мало.
Настоящим «роялем в кустах» стало чтение стихов молодыми поэтами. Два студента — новосибирский и омский — прочли свои стихи. Их выступление выглядело тем достойнее, что для них это стало одним из первых публичных чтений. Мэтры подбадривали начинающих поэтов, дружно хлопали и хвалили их творчество.
Под занавес санкт-петербургский поэт-бард Виталий Дмитриев исполнил свои песни под гитару. Под незамысловатый мотив хрипловатым голосом он пел строки о счастье и о том, как кого-то «осень разлучит»… Этот «последний аккорд» мероприятия создал лиричную, теплую атмосферу, и я уверена, что даже самые заядлые скептики из присутствующих прониклись ею и расходились по домам в приподнятом расположении духа.
Возвращаясь с вечера, я думала о том, что странное оно, современное творчество... У меня назойливо вертелись в голове образы разлученных осенью героев со строчкой из другого, «деревенского», стихотворения — «Корова, как Марина Мнишек». Наверное, это не самый радикальный вариант, ведь могла бы быть и Марина Мнишек, как корова…
Кто-то из участников фестиваля сказал, что «поэзия жива, хотя ей и приходится пробиваться, как траве через асфальт». Вечер поэзии в НГУ показал, что она не только жива, но и является необходимой кому-то, кроме самих поэтов.