Новосибирск должен прирастать театрами
— Откровенно говоря, с театрами Новосибирска я прежде была знакома мало. И, конечно, неделя, что мы здесь провели, не может показать в полном объеме ваш замечательный театральный город. То есть мои впечатления по объему достаточно скромны, но даже на основе этих впечатлений я могу сказать: у вас очень интересные театры. Хотя проблемы, которые есть в нашем российском театре, они имеются и здесь, в Новосибирске. Как и безусловные его сегодняшние достижения...
Мне приходится много ездить по фестивалям национальных и русских театров — зональным, региональным и прочим. И могу сказать, что всегда меня поражает: в каждом городе, в каждом театре есть самое главное — есть великолепные актеры. Актеры, которые, несмотря на все сложности нынешних времен, готовы работать, хотят работать и работают. Именно они делают то, что составляет суть театра как такового, что составляет — абсолютно без преувеличения — наше национальное достояние.
Сегодня, когда все разговоры идут вокруг того, каким должен быть театр — режиссерским или продюсерским, и что русский реалистический театр умирает, а на его место идет совершенно иной театр, я честно говорю: да, я сторонница реалистического психологического театра. Но он может быть и такой, и другой, и третий — неважно. Главное — основа: когда в центре стоит человек, его проблемы, и когда они решаются на сцене адекватными способами, то есть не оскорбляют каких-то эстетических и этических норм, — этот театр для меня существует!
И здесь, в Новосибирске, я увидела блистательных актеров, причем во всех театрах! Работая в жюри, я не могла не заметить, в сколь многочисленных номинациях конкурса были выдвинуты актеры — в мужских, женских ролях, в номинации «Дебют»... И теперь я понимаю, что их могло быть еще больше: потому что в каждом спектакле, что мы смотрели, можно было найти прекрасные работы и молодых, и заслуженных, и мастеров старшего поколения.
То есть школа, понимание проблем, профессии у актеров, работающих в Новосибирске, безусловно, существует. И они реализуются по-разному, но реализуются талантливо.
Здесь можно говорить о том, — и мы говорим об этом на всех наших творческих встречах, — что у нас в России стало плохо с режиссурой, что режиссуры нет, что театр не строится: приезжают, ставят, уезжают, а что там после них в театре делается, их совершенно не касается. Могу сказать, что, проехав регионы России, я, к сожалению, сама видела: стоят театры-сироты — не только без художественных руководителей, главных режиссеров, вообще без режиссеров!
Вот, к примеру, в Брянске, где я была на фестивале «Славянские театральные встречи», на три театра — один очередной режиссер в драме. Всё — больше никого нет! Но все себя ощущают замечательно. В том смысле, что директора театров на вопрос: «Как вы работаете?!» отвечают: «Ну вот мы приглашаем...»
Ну, в общем, это боль души. Проблема не просто существует, она кричит о себе. Хотя если говорить строго, то «строителей театра», в том понимании, как понимали мы в лучшие для театра времена, почти нет. Не осталось. Не хотят выращивать актеров, раскрывать индивидуальности, выстраивать репертуар, ставить какие-то новые неожиданные задачи. Сложные, необходимые, может быть, для какого-то нового спектакля, который может стать этапным в биографии театра... Таких режиссеров, таких театров в России единицы.
Хотя по одному спектаклю, разумеется, трудно судить, я увидела, что в Новосибирске есть режиссеры разных поколений, работающие не в русле реализации сугубо своих замыслов, концепций, тенденций и самореализации. Я увидела спектакли, где режиссеры работают не на себя, а на театр. Причем это разные театры, разный уровень, разные возможности, но спектакли именно такие... Например, в театре «Старый дом» на спектакле «Семейный портрет в интерьере» (я не говорю здесь об оценке спектакля!) я просто поймала себя на мысли: полный зал зрителей слушает сложный горьковский текст, внимает зрелищу, которое им предлагают. И это в центре России, в Сибири, за окном мороз! Ведь они могли остаться дома и смотреть какой-нибудь «Ледниковый период». Но нет, внимательно слушают Горького, и актеры очень серьезно работают. Повторяю, я не оцениваю спектакль, но это серьезная работа, о которой можно говорить... Я думаю, это для вашего города показательно.
Да, все неоднозначно и сложно, и я не могу давать своей оценки, посмотрев работы театров только в течение одной недели. Но, посмотрев спектакли фестиваля «Парадиз», который меня поразил и тем, что он существует уже 20 лет, и тем, что он не устал от самого себя, не выдохся, а движется и находит новые формы, и все ждут этого фестиваля, ждут его результатов, могу сказать, что в Новосибирске идет нормальная творческая жизнь.
Я думаю, что все те проблемы, которые в новосибирских театрах существуют — финансовые, организационные, не нам их, к сожалению, решать, — но они решаемы. Я вижу, какие у вас роскошные театры, как отремонтирован «Красный факел». А там, где это еще не сделано, говорят, что уже приняты решения и изменения будут...
Конечно, я считаю, что в Новосибирске театров мало. Для такого грандиозного, блистательного города — очень мало! Я просто влюбилась в Новосибирск: он мощный, он какой-то настоящий... Простор, основательность — я поражена! И еще это совпало с настоящей зимой — с морозцем, снежком, — которую в Москве мы не видим уже много лет.
Эти дни были для меня очень значимы, приятны. И я думаю, что театр, о котором мы все так беспокоимся: что с ним в России происходит, в Новосибирске, несмотря, повторяю, ни на то, ни на другое, несмотря ни на что, находится в движении, в развитии — с театром в Новосибирске хорошо. И одно из свидетельств тому — ежегодный театральный конкурс «Парадиз».