Подхватили, что лежало
Источник дополнительных доходов муниципального образования — муниципальное унитарное предприятие МУП «Шипицинское», которое занимается сельскохозяйственной деятельностью. Рентабельность его работы — сто процентов и выше, а по принятому положению 20 процентов доходов МУПа переводится на счет муниципального образования. Вот и средства на осуществление коммунальных, социальных проектов, в том числе и перспективных.
Заняться чисто крестьянской деятельностью заставила судьба. А точнее — судьбина.
В хозяйстве «Страна Советов» в доперестроечное время дела шли более чем хорошо. В селе несколько орденоносцев, хозяйство имело хорошие прибыли и реально замахивалось на стирание граней между городом и деревней. В Шипицино были построены огромный Дом культуры, школа и даже фонтан. Правда, он так никогда и не работал.
В новое время работа не заладилась. Хозяйство тянулось еле-еле, не платило зарплату, а два года назад на ферме произошел пожар, сгорели помещения для скота. Тут-то все и рухнуло, некогда знаменитому хозяйству пришел конец.
Как жить дальше? Шумные и безрезультатные собрания шли одно за другим. Глава района Юрий Величко предложил создать муниципальное предприятие, которое будет заниматься производством зерна и кормов для личных подсобных хозяйств. Это уже основа для поддержания жизни в селах сельсовета, возможность зарабатывать деньги. А дальше — как жизнь покажет. С ним вроде соглашались. Но передать в муниципальную собственность общее имущество, в основном технику, — тут спор до потолка. Уговорил с грехом пополам, но дебаты и перепалки шли всю первую весну.
Глава района долго не выпускал «Шипицинское» из поля зрения:
— С этой думой ложился, она же и поднимала на рассвете. Проснусь в пять часов утра и понимаю, что больше не засну. Тогда — в машину и еду в Шипицино. А там уже механизаторы у конторы стоят, митингуют. Значит, опять что-то неладно. Говорю: «Мужики, давайте в поле, а я постараюсь ваши проблемы разгрести». На второй год было уже легче.
Глава муниципального образования Леонид Якобчук тоже «увяз» в новом МУПе. Он не стал его директором, по должности это не положено, но в тяжеленный этот воз впрягся с первых дней да так и везет.
Поначалу пришлось очень тяжело. На пороге был сев, проверил Леонид Якобчук семена — там один мусор. Никогда их не подрабатывали, не занимались сортообменом. Под стать была и пашня, на которой несколько лет сеяли «на ленивку». Ни горючего, ни запчастей. Решил хоть какие-то деньги получить за счет продажи скота, оставшегося после пожара без крыши над головой. Приехал председатель ЗАО «Воскресенское» Петр Беспалов, хотел выбрать что-то для пополнения своего стада. Но посмотрел на истощенных коров и только рукой махнул: я, говорит, таких доходяг отродясь не видел. Не взял. Потом скот раздали работникам акционерного общества в счет долгов по зарплате.
В общем, начинать приходилось практически с нуля. Как говорит сам Якобчук, подхватили, что уже лежало. Но он поставил для себя задачу: за три года заменить семена, восстановить плодородие пашни. Итоги нынешнего года показывают, что у него все получилось. Сеяли в «Шипицинском» семенами первой репродукции по тщательно обработанной почве. График работ в поле выполняли строго, с уборкой, например, управились за полмесяца. Колос вызрел полновесный, урожай получили по 21 центнеру с гектара, пшеница дала по 27. В целом собрали свыше двадцати тысяч центнеров зерна с хорошими хлебопекарными качествами. Впервые за многие годы полны все склады, даже арендовать помещения пришлось.
А теперь считаем приход-расход. Себестоимость тонны зерна едва составила тысячу рублей. Кто знает ситуацию в зернопроизводстве, непременно воскликнет: «Не может быть!» Почему так дешево дается шипицинцам зерно? Они до минимума сократили расходы. МУП — это не колхоз, у него нет штатных специалистов, различных учетчиков, нормировщиков. Бывает, конечно, что требуется консультация агронома, инженера, механика, тогда на помощь приходят специалисты райсельхозуправления.
Нет и постоянных рабочих. В поле выходят механизаторы, работающие в сельском жилкомхозе. До мая они успевают подготовить к зиме котельные и — на сев. Работают по договорам: посеяли — получили за это деньги, убрали — получили. Кроме того, по итогам уборки ее участникам полагается щедрая натуроплата. Нынче каждому доставили по 400 центнеров сена, раздали уже тысячу центнеров зерна.
Продажа зерна и кормов ведется свободно и по смешным на сегодня ценам. Пшеницей торгуют по три тысячи рублей за тонну, сеном — по 50 рублей за центнер. И все равно МУП с прибылью, потому что нет воровства, нет лишних людей.
Довольно ли работой сельского МУПа население? Это видно по растущему на подворьях поголовью скота. В Урезе, например, немало хозяев, которые держат уже по десятку коров. Даже одинокие женщины — по четыре-пять.
Тормозим у дома, где хозяин складывает поленницу. Представляется:
— Антон Викентьевич Сильник, пенсионер «Страны Советов».
Рассказывает, если чего и боялись поначалу, сейчас все страхи рассеялись. Зерна покупай, сколько тебе надо. Сена всем накосили. Даже те, у кого имеется сенокосная техника, предпочитают покупать в МУПе. Говорят, дешевле получается.
У конторы Леонида Петровича тоже поджидает пенсионер: надо дрова вывезти. Интересуется, сколько за доставку.
— А сколько солярки тракторист сожжет, столько и заплатите.
МУП не занимается коммерческой деятельностью. Задачи он решает социальные: обеспечить людям нормальное житье-бытье на территории Шипицинского сельсовета. Заработанные деньги пойдут также на развитие производства и сферы обслуживания населения. Глава перечисляет намеченные покупки. Заказали пилораму, хотят организовать распиловку леса. Замахнулись с большого урожая на покупку почвообрабатывающей техники. Парк старый, идут большие потери. В этом году, когда вывезли солому, механизаторы идут по полю и чуть не плачут — столько зерна на земле. Убирали бы на новых комбайнах — наверняка получили бы по 30 центнеров с гектара.
Еще одна «хотелка» — молокоприемные модули. Они остались от ушедшей в небытие Усть-Таркской компании, стоят без дела. «Шипицинское» хочет купить три модуля, тогда без проблем можно организовать сбор молока, проверку его на качество.
— Эх, — вздыхает напоследок Леонид Петрович, — смотрю сейчас на самые крупные хозяйства района. Как развиваются, силы набирают. А когда-то они нашей «Стране Советов», что называется, в подметки не годились. Тяжело наверстывать упущенное. Но жить надо. И будем жить!