Народу надо дать почувствовать, что он власть
Наши расхождения с руководством Аграрной партии начались, когда на съезде Михаил Иванович Лапшин заявил, что надо идти в составе «Отечество — вся Россия». Тогда двадцать две партийные организации, в том числе и новосибирская, руководителем которой я тогда являлся, покинули съезд в знак протеста. И, по сути дела, все эти избирательные циклы участвовали рука об руку с КПРФ.
Заслуга Коммунистической партии перед российским крестьянством очень велика. Вспомните, ведь в Госдуме второго и третьего состава нас по одномандатным округам проходило порядка 17 — 22. По регламенту депутатское объединение — не менее 35 депутатов. Так вот, коммунисты живым составом депутатов поддерживали аграриев. Восемь лет, понимая значимость агропромышленного комплекса для РФ, коммунисты помогали аграриям создать крестьянский плацдарм. И это позволяло самостоятельно приглашать на заседания любого министра, любого чиновника, высказывать свою точку зрения на трибуне Госдумы.
Чтобы до конца понять суть происходящего, надо вспомнить, а как вообще родилась Аграрная партия. 1992 — 1993 годы. Я был тогда народным депутатом РСФСР. Это был период, когда КПРФ могла оказаться под запретом. Вот тогда и создали Аграрную партию. Предполагалось, что Зюганов пойдет по ее спискам в первую Государственную думу. Но все удачно разрешилось. Оппозиция использовала деревенский метод — два крыла, а мотня одна, то есть Аграрная партия в основном собирает голоса избирателей по селам, а КПРФ — в больших городах. Таким образом, сильное левое крыло позволит создавать такую законодательную базу, которая нужна народу. Так что сегодня никакой тяжести принятия решения у меня нет.
Если говорить о первой тройке, то и это не впервой. Свое выдвижение от коммунистов я считаю за честь. Кстати, выдвижение моей кандидатуры и, например, Жореса Ивановича Алферова говорит о том, что коммунисты всегда были за широкое объединение патриотической коалиции на левом фланге. Без болтовни и обмана. В отличие от сегодняшних партиек.
— Тем не менее вы уже ощутили противоборство со стороны бывших соратников по Аграрной партии? Многие критикуют вас, как они говорят, за предательство интересов крестьянства.
— Вот как раз интересы крестьянства я не предал. Кстати, те, кто меня сегодня критикует, это люди, обладающие собственностью. И Кондратов сегодня собственник, и Морозов. Я много езжу по России и вижу, что сегодня сдавшихся гораздо больше, чем побежденных. Наверное, было бы гораздо проще и грамотнее без такой Аграрной партии, каковой она стала сегодня. Посмотрите на наших соседей, в Омской, Томской, Кемеровской областях — там нет Аграрной партии, однако есть мощнейший агропромышленный комплекс. Существование Аграрной партии оправдано только в том случае, если ее руководитель независим. Сегодня мы этого не наблюдаем. Вообще политическая партия существует, пока идет борьба. Борьба за власть. Этих слов бояться нельзя.
— В Бурятии недавно все руководство Аграрной партии вступило в «Единую Россию». Как, по-вашему, эта тенденция будет характерна для многих регионов?
— Я нисколько этому не удивлюсь. К примеру, на прошлых выборах в региональный парламент в Чувашии президент Федоров пригласил руководителей Аграрной партии на встречу и сказал: «Я поддерживаю деревню? Да. Ну вот давайте все 16 тысяч в «Единую Россию». Иткулов, наш сосед, практически идет по спискам «Единой России».
— Николай Михайлович, это ваши шестые выборы в Государственную думу. В чем особенность этой кампании? В связи с тем, что будут только партийные списки, и не только с этим, будет ли политическая борьба развиваться как-то иначе?
— Сегодня все чувствуют административное давление. Информационное и финансовое. Конечно, административному ресурсу было тяжелее бороться по одномандатным округам. Зная, что на федеральном уровне Аграрной партии никогда не преодолеть семипроцентный барьер, администрация пытается за счет голосов аграриев отобрать голоса у коммунистов. Об этом скромно умалчивается, но это основная задача. Я не исключаю, что тем, кто успешно выполнит задание сейчас, пообещали через три года быть лояльными на выборах в областной Совет.
— Как вы оцениваете потенциал товарищей по Коммунистической партии Анатолия Локтя и Виктора Кузнецова?
— Во-первых, это уважаемые люди. За 4 года они зарекомендовали себя как хорошо подготовленные специалисты. Оба прошли колоссальную подготовку в областном Совете. Идейны и крепки. Они знают предмет. Знают проблемы Новосибирской области и России в целом. Локоть и Кузнецов нисколько не уступают парламентскому большинству «единороссов». И превосходят последних в том, что все свои законотворческие инициативы они сверяют непосредственно с избирателем. Они отличаются тем, что говорят правду. Но правда не всем нравится. Сегодня людей пытаются убедить в том, что надо радоваться капитализму со звериным оскалом, когда никто никому не нужен.
— Планируете ли вы совместные поездки по районам области с вашим соратником по партии Анатолием Локтем?
— Я буду ездить по всей стране. Буду максимально работать. И обязательно в Новосибирской области. Прекрасно понимаю, как тяжело будет Локтю и Кузнецову возглавляя партийные списки, агитировать за КПРФ.
Первая наша совместная с Анатолием Евгеньевичем встреча состоялась в Барабинском районе. Это мой родной округ. Я четыре созыва избирался по одномандатному 124-му Барабинскому округу. И как бы передавая эстафету Локтю, я выступил с ним перед жителями района. К сожалению, власти не пришли на встречу. Локтя приняли тепло. И это понятно. Ведь он знает абсолютно все проблемы. Он очень хорошо подготовлен, и как специалист, и как депутат, и как руководитель партийной организации в Новосибирской области.
— Николай Михайлович, каков ваш прогноз, какой результат будут иметь эти выборы?
— Я думаю, что в Новосибирской области оппозиция не уступила бы «Единой России», если бы только людям дали честно, спокойно, осознанно проголосовать. К сожалению, сказывается административное давление. Многопартийность признана у нас Конституцией. На одной из встреч с руководителями политических фракций я сказал Путину: «Владимир Владимирович, а давайте уж все вступим в «Единую Россию», — и прямо так смотрю ему в глаза, — а вы говорите, куда идти». Он отвечает: «Что вы, мы же строим правовое демократическое государство». Действительно, это и в Конституции написано. А третья статья Конституции гласит: единственным носителем власти в России является ее многонациональный народ. Он эту власть реализует либо митингом, либо путем референдума, либо через своих избранников. Так вот, народу надо дать возможность почувствовать, что он власть! И дать осознанно проголосовать.