USD 107.7409 EUR 114.3149
 

«Танцуют все!»

Наталья ГОРБУНОВА. Директор регионального этапа программы «100 лучших товаров, услуг России».



В числе дипломантов — Новосибирский театр музыкальной комедии.
Тем, что творческая организация участвует в конкурсе подобного направления, сегодня в Новосибирске никого не удивишь. Во-первых, потому, что главная идея этого соревнования лучших из лучших — повышение качества жизни россиян, а во-вторых, потому, что в нашем городе с легкой руки региональной дирекции программы «100 лучших товаров» и лауреатами, и дипломантами данного конкурса уже становились Новосибирская филармония и Театр кукол.

И все-таки в отличие от других участников у театра своя специфика: с высоким качеством доносить до зрителя прекрасное и, как диктует отечественная театральная традиция, «разумное, доброе, вечное». Об этом и разговор: каким стало качество окружающей российской действительности, что на музыкальных сценах тема «Ревизора» зазвучала в полный голос...

...Ах! До чего же долговечно это необыкновенное колесо, более двух веков назад привезшее в губернский город N человека приятной наружности, несколько загадочной в своей неопределенности. В самом деле — не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод... И бричка, на которой он восседал, очевидно, тоже — полная неопределенность. Но вот колесо! Шутка ли, ничто иное, а именно оно привлекло внимание уважаемых обывателей города N, со значительным видом рассуждающих — докатится ли это необыкновенное колесо до Москвы? «До Москвы, пожалуй, а вот до Казани то уж точно нет...» — рассуждали они, глядя вслед повозке всем нам до боли знакомого коллежского советника.

Но колесо это выкинуло фортель... Несколько веков спустя после описывамых событий, покочевав по страницам знаменитой поэмы и не менее известной пьесы, вновь появилось в уездном городе N. Привезя, с поправкой на масштаб, столь же типичные в своей непредсказуемости и загадочности персонажи и события, с ними связанные.

Не без крамолы мысль пришла в голову — есть нечто закономерное в том, что на сценах двух очень разных театров Новосибирска появляются премьеры, драматургической первоосновой которых является комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».

С этой от лукавого мыслью в предвкушении встречи на перекладных к одному из виновников события — Леониду Михайловичу КИПНИСУ, директору и художественному руководителю Новосибирского театра музыкальной комедии, трансформировавшему бессмертное творение Гоголя в мюзикл «Инкогнито из Петербурга».

— Тема ревизора достаточно актуальная уже в силу своего названия, — объяснил Леонид Михайлович, — так как то, что в нашей жизни происходит, находится под особым вниманием контролирующих органов. Не случайно война с коррупцией ведется на самом высоком правовом уровне.

Но это верхний слой. А внутренний... Пьеса «Ревизор» является одной из самых театральных комедий, которые в самом сюжете несут мощный заряд театральности. Николай Васильевич писал эту пьесу по подсказке Пушкина, рассказавшего ему забавную историю в качестве анекдота и темы сюжета для будущей комедии. И, как известно, Гоголю она блестяще удалась... Признанный шедевр мировой классики «Ревизор» ставится в театрах драматических и комедийных...

—...И никогда прежде — музыкальных.

— Да. Ведь музыкальный театр предполагает не только драматургию, но и музыку. Ее и стали создавать современные композиторы, учитывая время и замечательный сюжет. В их числе Виктор Плешак.

— Леонид Михайлович, известно, что, прочтя пьесу, Белинский сначала полагал, что в ней главный герой — городничий, с его внутренними терзаниями, раскаянием, обширной гаммой чувств, возникших под страхом разоблачения... И только позднее критик понял, что центральная фигура — все же Хлестаков...

— Вы знаете, мне кажется, что главное действующее лицо здесь — общество.

— Поэтому и возникла знаковая фраза финала: «Танцуют все!»

— Да. Порой ее понимают буквально. Но у фразы расширительный характер. Городничий, который организовал сообщество коррупционеров, дураков, просто хитрых, нечестных людей, — один из полюсов этого общества. Другой полюс — Хлестаков. А между ними — жизнь!

— Гоголевский смех — это смех сквозь слезы. У вас в театре весело...

— Смех сквозь слезы возникает в том случае, когда человек понимает, что смеются над ним самим. Конечно, сегодняшнему зрителю трудно соотнести себя с гоголевскими персонажами... Поэтому мы перенесли акцент на то, чтобы показать комедию, анекдот. Что и предполагал изначально Гоголь. Это же предполагает и оперетта. И взгляд с этой точки зрения не менее интересен, чем тема совести и переживание ее мук.

— Спор давний и, похоже, без надежды на итог, но все же... Театр, как и искусство в целом, — кафедра, зеркало, увеличительное стекло?

— И то, и другое, и третье с подвижными, в зависимости от предмета разговора, акцентами и соотношениями.

— Хлестаковщина в театре. Мне доводилось слышать компетентное мнение о стремлении сегодняшнего театра шокировать зрителя, говорят, только в этом случае возможно получение «Маски»... Вот и ваш «Ревизор» собрал весомый портфель рецензий, в которых нарекания на язык спектакля.

— Русский язык тем и характерен, что быстро впитывает живую речь — сленг, неологизмы... Я понимаю, что ревнителей русского языка это может раздражать. Но либретто адаптировано к сегодняшнему дню. Это язык улицы, на которой уже не говорят так, как во времена Гоголя. Сознаюсь, многое в сегодняшней речи я не приемлю. Видимо, лексикон современного человека недостаточно широк для выражения спектра эмоций, которые им владеют. Ведь жизнь стала гораздо многообразнее и динамичнее, чем во времена русских классиков. Не случайно ведь говорят «золотой» век, «серебряный»... Проводить аналогии во времени достаточно сложно.

— И все же ваша метафора?..

— Я не готов сказать. Наши потомки определят. Издали виднее. Мне кажется, у нас, с одной стороны, разнообразие, с другой — всё намного прагматичнее, к сожалению, нежели во времена Пушкина, Гоголя, Блока, меркантильнее. Отсюда и чувства другие. Люди стали другими. Хуже, лучше — не знаю. Не будем гадать.

Что касается того, что зрителя нужно учить... Знаете, мне кажется, зритель сегодняшний уже достаточно образован и учиться не собирается. Наша задача, на мой взгляд, показать: что происходит с этим человеком либо что может произойти, может быть, в чем-то предостеречь, в чем-то разубедить, где-то поиронизировать, помочь сформировать более реальное представление о себе. Наш театр для того, чтобы помочь человеку найти самого себя.

В значительной мере поэтому создатели спектакля, прежде всего главный режиссер театра Элеонора Титкова, решили идти по пути Гоголя. Если помните, согласно его концепции, Хлестаков — фитюлька, ничего не значащая пустышка. Мы показываем, что не в нем зло, а в чиновниках, тех людях, которые из него делают это зло. И еще. Грехи, отраженные в этой пьесе, — принадлежность человеческой натуры. Не случайно поэтому, вы знаете, постановка «Ревизора» Товстоноговым заканчивалась словами: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».

...Вот уже несколько веков катится, катится по разбитым российским дорогам колесо, везет ничем, казалось бы, не примечательную бричку и ее на самом деле не совсем обычных ездоков. Но вот выясняется, что именно от них-то и зависит наша с вами жизнь, с невероятной скоростью несущаяся... Куда? Нет ответа. Но от того, должно быть, что не первый год, более того, не первый век танцуем все мы, так актуально и сегодня сказанное Гоголем устами героя...

«...Оставим теперь в стороне, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управленья образовалось другое правление, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия, все оценено и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как не ограничивай он в действиях дурных чиновников приставлением в надзиратели других чиновников...

...Как русский, как связанный с вами единокровным родством, одной и той же кровью, я теперь обращаюсь к вам. Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку...»

С точки зрения сегодняшнего прагматизма может показаться пафосным и наивным это страстное обращение все видящего Гоголя. Но ведь не все же души мертвые... По крайней мере, очень хочется в это верить.

Фотографии статьи
218-19.jpg
218-20.jpg