От всеобуча — к знаниям XXI века
Одновременно появляется и дошкольное образование — его днем рождения считается 1 сентября 1938 года, когда было открыто педагогическое училище в Новосибирске.
В довоенное же время столица области — Новосибирск — активно заявила себя как молодой вузовский центр: три технических (транспортный, строительный, геодезический), два педагогических (педагогический и учительский), аграрный, медицинский и экономический вузы.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война привела к резкому сокращению финансирования всей социальной сферы.
Большие сложности возникли в системе образования, поскольку в большинстве зданий институтов, техникумов и школ разместились эвакуированные предприятия и учреждения. Дополнительные трудности состояли в увеличении контингента учащихся за счет обучающихся, эвакуированных с западных территорий страны.
Вдвое (также за счет эвакуированных) выросла и численность обучающихся в вузах — с 2 тысяч человек в 1941-м до 4 тысяч в январе 1944 года. На исходе войны в отдельных вузах стали открывать новые факультеты, расширять приемы, возобновлять подготовку специалистов в вечернее время. В 1943 — 1945 годы в вузы стали возвращаться студенты-фронтовики.
После окончания Великой Отечественной войны перед системой образования встала сложная задача восстановления и дальнейшего развития материальной базы, доучивания всех тех, кому война помешала получить общее, высшее и профессиональное образование.
В связи с усложняющимися процессами производства продолжала динамично развиваться система трудовых резервов. В 1953 году были открыты училища механизации сельского хозяйства, а с 1954 года начали создаваться технические училища для молодежи, окончившей средние общеобразовательные школы. В сельских профтехучилищах организовались учебные хозяйства. К 1970 году число учащихся в профобразовании возросло до 40 тысяч человек, а училищ в области стало 80.
Новыми явлениями послевоенных десятилетий в системе высшего образования стало расширение связей вузов с предприятиями города, установление более тесных связей с Западно-Сибирским филиалом АН СССР и рост исследовательской работы педагогов вузов.
В 1960 году в городе работали университет и 13 специализированных вузов, восемь филиалов всесоюзных заочных институтов. В 1972/73 учебном году в городе уже работали 14 самостоятельных гражданских, три военных вуза и два филиала.
В 1970 — 1980-е годы в Новосибирской области решалась проблема всеобщего среднего образования. Продолжалось строительство новых школ.
Трудное время для системы образования — 90-е годы XX века, но именно в это время складываются и новые традиции новосибирского учительства: различные творческие конкурсы, один из них — «Учитель года».
В 2006/2007 учебном году в Новосибирской области работают 1142 дневных общеобразовательных учреждения, в которых обучаются 261,5 тысячи учащихся, а также 53 вечерние школы с общим числом обучающихся 11 тысяч человек. В области функционирует 31 специальная (коррекционная) школа для детей с ограниченными возможностями.
Сеть дополнительного образования насчитывает 163 учреждения различной направленности, в них занимаются 224,7 тысячи человек, что составляет более 80 процентов от числа обучающихся в общеобразовательных школах.
Приносит свои плоды активная работа с одаренными детьми — по результатам общероссийского рейтинга Новосибирская область вошла в «Золотую дюжину» территорий по лучшим показателям участия детей и молодежи во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Из задач сегодняшнего дня — успешно реализуемый на территории области приоритетный национальный проект «Образование».
Система начального и среднего профессионального образования Новосибирской области — это 70 профессиональных училищ и лицеев, 64 техникума и колледжа. Высшая школа, пережив в девяностые годы ХХ века период реформирования, включает в себя 45 высших учебных заведений и филиалов, в том числе 25 самостоятельных высших учебных заведений, 16 из которых — государственные. В настоящее время Новосибирск занимает четвертое место в России по числу студентов (168) на 1000 человек населения.