USD 108.0104 EUR 113.0947
 

«Кому много дано, с того и спрос больше»

Нина ЕГОРОВА и Сергей ДЯТЛОВ (фото)
208-34.jpg
208-34.jpg



Ордынcкая культура всегда была на высоте. В районе шестнадцать коллективов имеют звание народного. А замечательный ансамбль песни и танца «Сибирские зори», отметивший недавно свое сорокапятилетие! Не всякий профессиональный коллектив имеет столько поклонников в разных частях света, как этот. Их искрометное искусство покоряло сердца зрителей Индии, Югославии, Франции, Греции, Монголии. Совсем недавно «Сибирские зори» с успехом выступили на международном фестивале в Италии. Впервые за всю творческую биографию ансамбля расходы на зарубежную поездку взял на себя район. Во время турне по Италии сибирские артисты успели дать концерты в десяти городах. И большая часть их прошла под бурные овации.

На достижения этого района у жителей нашей области реакция особая. «Так это ж Ордынка!» — говорят чаще всего, когда слышат о его очередных победах. Конечно, этот район имеет ряд преимуществ перед другими. Близость к областному центру, рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции, плодородные земли. А красота этих мест сделала район одним из самых привлекательных для отдыха, туризма. Чего уж там не жить?!

— Все правильно, — отвечает на это глава Ордынского района Николай ВОРОНКОВ. — Но при этом следует заметить, что нынче мы получили по 24 центнера зерна с гектара — на пять центнеров больше, чем в прошлом году. В животноводстве выходим на продуктивность в шесть тысяч килограммов молока от коровы. И это не предел. Будем расти и дальше. Знаете, кому много дано, с того и спрос больше. Быть лидером нелегко. У того же Юрия Федоровича Бугакова, Героя Соцтруда, ответственности намного выше, чем у кого бы то ни было. Ему нельзя сдавать позиции. На него равняются другие. То же самое и наш район. Ордынка во все времена славилась. И мы обязаны поддерживать этот статус, что не так просто. Согласитесь, прирасти к двум тысячам килограммов молока от коровы легче. Здесь достаточно каких-то организационных мероприятий. Нам же для роста необходимо выйти на новый технологический уровень. Что такое урожайность 24 центнера почти со ста тысяч гектаров? Прежде всего это большой труд наших земледельцев. И я считаю, что мы очень ответственно относимся к нашим богатствам, используем данное нам сполна.

— Убрать такой богатый урожай, наверное, было нелегко, несмотря на хорошую погоду?

— Зерновая масса была большая. Но уборка прошла нормально. Весна, конечно, нынче запоздала, поэтому и в страду вошли несколько позже. Но мы в этом году, как никогда много, приобрели новой техники — в общей сложности на 230 миллионов рублей. Только семнадцать посевных агрегатов «Джон Дир» весной вышли на поля. Они сейчас есть почти в каждом хозяйстве. Это позволило справиться с погодными условиями во время сева. И комбайновый парк обновили. У нас только у фермеров остались «Нивы». Остальные работают на современных кормоуборочниках. Это снимает немало проблем, в том числе кадровых. Например, в акционерном обществе «Кирзинское» имеют четыре «Доминатора» и столько же «Донов». Ими и убрали весь урожай. А когда-то здесь было тридцать комбайнов и тех не хватало. Сейчас многие могут себе позволить приобретение современных, мощных машин. И теперь речь идет уже не о том, как быстро посеять или убрать урожай, а о качестве земледелия вообще. Система должна быть в агротехнике. Помните об интенсивном возделывании зерновых? К этому и возвращаемся. Необходимо использовать на полях весь комплекс мероприятий, который дает возможность получать качественный урожай.

— Могут позволить себе это ваши хозяйства?

— Да. И к этому идут. Кроме того, надо пересматривать наши представления о ведении сельского хозяйства в целом. Скажем, при продуктивности в шесть тысяч килограммов корову нельзя пасти. И по примеру «Верх-Ирмени» мы намерены переходить на круглогодичное стойловое содержание. Кроме того, везде будем строить доильные залы, как в Ирмени, где шесть дояров (вместо двадцати доярок) обслуживают самое большое в области дойное стадо. Таковы наши перспективы. Думаю, к этому в дальнейшем придут и в остальных районах. Мы лишь несколько опережаем других в решении общих проблем.

— Судя по этому, ситуация в селе меняется к лучшему?

— Конечно. И во многом благодаря областной программе поддержки сельхозпроизводства. Одно удешевление стоимости техники чего стоит! Это солидные деньги, большое подспорье. Кроме того, цены на сельскохозяйственную продукцию подросли. Сейчас мы сдаем молоко почти по десять рублей за литр. Когда такое было в октябре? Думаю, там, где животноводством занимаются основательно, за счет «молочных» денег теперь могут решить основные проблемы — с зарплатой, приобретением ГСМ и так далее. Еще и на оплату долгов останется. Ну и на продовольственное зерно, надеюсь, цена будет не меньше пяти тысяч за тонну. И при этом в стране не допустят беспредела с ценами на энергоносители. Мы не теряем надежды, что нам дадут возможность получить хорошую прибыль с урожая.

— Говорят, у вас «Верх-Ирмень» одна имеет прибыли больше, чем все остальные хозяйства района?

— У Бугакова действительно в прошлом году было больше ста миллионов рублей прибыли. Остальные хозяйства не могут сравниться по объемам с этим предприятием, где эффективно не только производство продукции сельского хозяйства, но и хорошо организована переработка. У «Верх-Ирмени» есть свои магазины в Ордынском, Новосибирске. Это на порядок повышает рентабельность в целом. А вообще-то у нас в районе все хозяйства, кроме «Пролетарского», рентабельны.

— В ваш район особенно охотно идут инвесторы. Понятно, что за счет этого удается значительно укрепить производственную базу сельхозпредприятий. А если они вдруг свернут свои программы в селе?

— У нас работает несколько инвесторов: САХО, «Зерно Сибири» и Подойма. И мы четко следим, чтобы в районе не возникло монополии. Когда есть конкуренция, тогда есть и нормальная работа. Если кто-то свернет свою производственную деятельность, мы отдадим хозяйство другому. Такова наша политика. Не скажу, что наши инвесторы озабочены развитием деревни. Пока этого нет. Но я думаю, такие инвесторы появятся. Должны же наконец все понять, что нельзя только черпать из деревни, надо, в конце концов, и вкладывать свои капиталы в ее развитие. Хотя я сторонник другой политики в отношении села. По моему убеждению, сельское хозяйство должно дотироваться государством, как во многих российских республиках или за рубежом. Это позволит стабилизировать и цены на продукты, и улучшить экономику в АПК, и обеспечить продовольственную безопасность России.

— Снижение занятости населения — обратная сторона технического прогресса. А в селе и так безработица.

— Я бы не сказал, что у нас с занятостью большие проблемы. Летом практически не найдешь человека, которого можно задействовать на ремонте жилья. Если говорить о сельском хозяйстве, то там даже не хватает механизаторов и других специалистов. Понятно, по какой причине: люди не идут на маленькую заработную плату. И повышение ее — одна из наших главных задач. А занятость обеспечивается главным образом за счет строительства. В районе возводится около четырехсот домов. В ближайшее время мы планируем развернуть застройку юго-западного микрорайона в Ордынском. Под комплексное жилищное строительство уже выделен большой участок в районе хлебоприемного пункта. У нас возводится очень много дач, коттеджей. И это все рабочие места для местных жителей. Кроме того, хорошо развивается торговля. Это сфера занятости женщин. Но мы, разумеется, занимаемся решением этого вопроса на перспективу. Прежде всего намечаем создать ряд предприятий, куда люди с удовольствием пойдут работать. Уже нынче планируем запустить свой мясокомбинат. Определили землю под это предприятие. Ведем переговоры с инвестором. Привезли испанское оборудование. Хотим выпускать экологически чистую продукцию. Каждый фермер или хозяин частного подворья сможет сдать сюда свое сырье и получить за него либо деньги, либо готовую продукцию, с которой можно выйти на местные рынки. Таким образом будет решена одна из главных проблем малого бизнеса на селе: рентабельность частного подворья повысится за счет выгодных цен. Кроме того, ведем речь об организации производства строительных материалов. В частности, намечаем открыть у себя кирпичный завод и деревоперерабатывающее предприятие.

— Недавно вы приняли комплексную программу социально-экономического развития района до 2022 года. Каковы ее приоритеты?

— В центре программы — повышение качества жизни человека на селе. Конечно, трудно предугадать, как повернутся события через столько лет, но когда есть вектор развития, легче решать текущие проблемы. И уже сегодня мы начинаем двигаться в определенном направлении. Мы хотим иметь хорошую социальную структуру в деревне, отвечающее современным требованиям жилищно-коммунальное хозяйство. Мы намерены обеспечить нормальную соцподдержку того слоя, который получает сейчас мизерную заработную плату. Один из приоритетов развития — здравоохранение. В него уже сейчас пошли немалые средства. В частности, ведется реконструкция районной больницы, так как по национальному проекту в район поступает новейшее оборудование, которое в старых помещениях не разместишь. Это позволит на порядок улучшить медицинское обслуживание в районе. Другая социальная проблема, решение которой нельзя отложить, это обеспеченность наших сел детскими садами. В период перестройки мы их позакрывали — отдали под детские дома, другие учреждения. Строительство новых детских учреждений — дорогое удовольствие. Поэтому занимаемся реконструкцией тех зданий, которым сегодня возвращаем их прежнее назначение. Большой ремонт и реконструкцию ведем в помещении детского дома. В ближайшее время здесь откроем детсад на сто мест. Потребности этим садиком мы не закроем, но в какой-то степени сможем оперативно разрядить обстановку. В перспективе, конечно, строительство новых, современных учреждений. Вплотную сейчас занимаемся благоустройством наших сел. Есть в программе разделы и по занятости населения, и по образованию. Словом, это емкая программа, выполнение которой поднимет уровень жизни в районе до западного. Наши люди этого достойны.

Фотографии статьи
208-35.jpg