Он подарил нам сад и память
Формироваться образовательная сеть района начала еще в далеком XIII веке. Открытие первой школы было непосредственно связано со строительством медеплавильного завода и монетного двора в Сузуне. Тогда, в 1771 году, по личному указанию Екатерины II для проверки состояния дел на Колывано-Воскресенских рудниках прибыли академики Петербургской академии наук П.С. Паллас и И. П. Фальк. Один из них, а именно Паллас, посетил Сузун-завод. В своём докладе о посещении завода, перечисляя всё увиденное, пишет: «...гошпиталь, при коем школа».
В 1911 году на территории района, куда входили три волости — Лушниковская, Битковская и Сузунская, было 12 школ, из них 4 школы — министерские, 5 школ грамоты и 3 —церковно-приходские.
Активное строительство школ и школьных интернатов велось в годы советской власти. С открытием новых школ очень остро встал кадровый вопрос. Не хватало учителей, воспитателей. А те, кто вставал на учительскую стезю, к сожалению, имели низкий уровень образования. Так, в 1938-1939 учебном году из 297 учителей только трое имели высшее образование, 63 — среднеспециальное, остальные — среднее и неполное среднее образование.
Решение задачи качественного пополнения учительских кадров шло по двум направлениям: первое — за счёт выпускников высших и среднеспециальных учреждений Сибири и второе — за счёт специалистов из европейской части Советского Союза. Десятки сотен молодых, энергичных, влюблённых в свою профессию учителей прибывало в Новосибирскую область. Об одном из них — замечательном педагоге Александре Михайловиче Сахарове мне хочется сегодня рассказать.
В октябре 1927 года в окружной отдел народного образования города Новосибирска поступило заявление от Сахарова Александра Михайловича следующего содержания: «Прошу дать мне должность школьного работника в одной из школ округа.
Член профсоюза работников просвещения с 15 апреля 1920 г.
С 15 апреля 1920 г. по 15 октября 1924 г. работал учителем и заведующим школы I ступени в Серпуховском уезде Московской губернии.
С 15 октября 1924 г. был мобилизован в ряды РККА, где и прослужил до 1 октября 1927г. Последний год в Красной армии занимал должность старшего учителя полка.
Образование:
В 1919 г. окончил школу II ступени в г. Москве.
В 1920 г. в силу материального положения вышел с I курса Московской горной академии.
В 1923 г. окончил двухмесячные курсы для учителей при совпартшколе в г. Москве.
В 1924 г. прослушал курсы для ликвидаторов безграмотности в г. Серпухове Московской губернии.
В 1927 г. хорошо окончил совпартшколу I ступени.
15.Х. 27 г. Сахаров».
И уже 17 октября этого года отдел образования Новосибирского окружного исполнительного комитета назначает Сахарова Александра Михайловича заведующим Плосковской начальной школы Битковского района.
Так начался трудовой путь Александра Михайловича в нашем районе от рядового учителя до заведующего роно.
Почти сорок лет звучал его голос в школьных и других аудиториях, голос справедливости, порядочности и великой веры в своих учеников.
Отличительной чертой характера Александра Михайловича была его активная жизненная позиция, он никогда не замыкался в стенах школы, всегда был в гуще событий, которые проходили в стране. Заведуя Плосковской начальной школой, он создает в селе первый пионерский отряд и первую комсомольскую ячейку, организует туристические походы. А работая в селе Битки (вначале учителем, а затем и директором школы), Александр Михайлович создает драматический и музыкальный кружки, ставит школьные спектакли и проводит концерты в соседних сёлах, ведет политзанятия с комсомольцами, разъясняет населению политику партии и правительства по коллективизации сельского хозяйства, принимает активное участие в ликвидации безграмотности.
В 1931 году в селе Битки была открыта районная опорная школа, главным направлением работы которой было оказание методической и организационной помощи исполнительной власти в завершении перехода ко всеобщему начальному образованию. В числе преподавателей был и Сахаров.
В середине тридцатых Александр Михайлович переводится на работу в Сузун, именно здесь в полную силу раскрывается его талант учителя и организатора.
Сегодня, наверное, никого не удивишь тем, что в Сузуне можно выращивать яблоки, сливы, груши, виноград. А в те далекие тридцатые годы мало кто верил в это, и оттого жители скептически смотрели на энтузиастов, которые на окраине поселка, на территории только что построенной новой средней школы, высаживали фруктовые деревья. В числе главных инициаторов закладки школьного сада был Александр Михайлович.
Украшением школьного сада стала большая цветочная клумба. Ежегодно с каждой весной она покрывалась ярким ковром гвоздик, хризантем, астр, львиного зева, виолы и других цветов. Любоваться красотой сада приходили не только дети, но и взрослые, здесь отдыхали, фотографировались. Сыграл сад и свою агитационную роль: у многих домов тоже появились фруктовые насаждения.
Незримый, но прочный след на долгие годы оставил в памяти жителей района этот замечательный человек и прекрасный учитель.
Вот как о нем вспоминают В. С. Дерябина, заслуженный учитель школы РСФСР, и А. И. Бархатова — отличник народного просвещения:
«Мы благодарны судьбе, что в самом начале нашей педагогической деятельности оказались под крылом мудрого и доброго наставника. А Александр Михайлович был именно нашим наставником и даже кумиром. Казалось, он награжден был талантом учителя свыше. Нас подкупало его умение вставать на одну возрастную ступеньку с ребенком, чтобы понять мотивы и причины детских поступков. Он и сам обладал какой-то «детскостью» души. И дети видели в нем прежде всего большого и умного друга, уважение их было безгранично. Стоило ему на перемене выйти из учительской в зал, дети расступались, затихали, и он, обожаемый, прямо-таки шествовал сквозь их строй. А уж если садился за пианино (оно стояло в зале), ученики, замирая, или слушали музыку, или, если она позволяла, пускались в танцы. Любили его и дети, и учителя. Мы постоянно чувствовали его заботу. Он был барометром нашего настроения, старался создать комфортные условия для работы.
А еще Александр Михайлович был человеком эрудированным и творческим. Поэтому дух творчества всегда жил и в коллективе. На подъеме проходили вечера, смотры, олимпиады. А сколько было поставлено учителями спектаклей! До позднего вечера, а то и за полночь мы репетировали то «Милочку», то «Свои люди — сочтемся» со своим требовательным режиссером. Работа в школе рядом с Александром Михайловичем была настоящим счастьем. И многие из нас пронесли через всю жизнь святую память об этом удивительном человеке».
За выдающиеся успехи в деле обучения и воспитания детей, за активное участие в общественной жизни Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1939 году Александр Михайлович был награжден орденом Ленина. Орден ему вручал в Кремле Михаил Иванович Калинин. А в 1949 году на его груди засверкал орден Трудового Красного Знамени. Александр Михайлович также награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
С 2006 года в нашем районе учреждена премия имени А. М. Сахарова, которая вручается ежегодно на торжественном собрании, посвященном Дню учителя.