USD 107.7409 EUR 114.3149
 

В просторных берегах — от академизма до фэнтези

Лилия КРАСОВИЦКАЯ. Кандидат искусствоведения, член Союза художников России, доцент института искусств НГПУ.
189-28.jpg
189-28.jpg



Тогда всеми вопросами изобразительного искусства в городе занималось местное отделение Союза художников, а организация выставок была его главным делом. Все художники были членами Союза, а те, кто не был в Союзе, художником не считался. Союз, поддерживаемый государством, в какой-то мере руководил творчеством своих членов. Художники работали «с оглядкой»: произведение, выполненное не в духе социалистического реализма, могли не взять на выставку, а у самого автора могли быть неприятности. Об отсутствии творческой свободы у советских художников уже много написано. Но в тех жёстких условиях наши художники каким-то образом умудрялись создавать умные и серьёзные произведения, выполненные на очень высоком художественном уровне. Возможно, в этом помогали традиции русской школы живописи и рисунка, которые особенно ярко были заметны в отечественном искусстве второй половины ХХ века: на Западе так писать уже разучились, а наши мастера работали в добротной реалистической манере.

С 90-х годов многое изменилось. Теперь художники оказались в сложном экономическом положении. Государство, которое в советские времена их «содержало» (разными способами), этого уже не делает. С другой стороны, художники получили определенную свободу в выборе тематики, идейного содержания, приемов и способов отражения мира: сейчас можно все. В стране начинает формироваться рынок искусства, возникают новые художественные галереи. Наряду с Союзом художников России возникли и другие художественные организации. У художников появилась возможность широко выставляться и продавать свои работы, а у зрителей, любителей искусства — увидеть гораздо больше, чем раньше, и купить понравившееся произведение. Правда, такие широкие возможности не улучшили состояние изобразительного искусства: неожиданно возникли серьёзные проблемы. Теперь художник (и не только художник) может устроить выставку и показать свои работы где угодно (например, в магазине). При подготовке подобных выставок обычно не проводят строгого отбора, часто на них попадают работы невысокого художественного уровня.

В этой связи проведение серьёзной выставки, на которую произведения отбирал «по старинке» выставком, состоящий из настоящих профессионалов, весьма радует. На такой выставке не может быть места работам непрофессиональным, случайным. Областная выставка — настоящий экзамен для каждого художника: все будут рассматривать произведения, увидят и достижения, и неудачи. Музей, который «пустил» в своё здание художников с их работами и проблемами, заслуживает благодарности.

Следует отметить достижения и самой выставки, и отдельных мастеров. Выставка получилась очень большой: около двухсот работ разных художников из города и области. Самым опытным более 80 лет, самым молодым нет и 25-ти. Представлены скульптура, живопись, графика, театрально-декорационное искусство, батик, гобелен, керамика — все, что делают художники в Новосибирской области. К выставке допущены не только члены Союза художников России, но и художники из других организаций, что свидетельствует: Союз открыт для сотрудничества, главное для него — развитие искусства и помощь каждому талантливому человеку.

Организаторы выставки предварили основную экспозицию двумя интересными выставками фотохудожника Олега Шабинского. Особенно важным в контексте областной выставки представляется цикл портретов новосибирских художников. На черно-белых фотографиях они изображены по плечи, крупным планом. Шабинский не пытается чем-то дополнить, украсить изображение, увлечь или заинтересовать зрителя. Он показывает только лица: серьёзные, напряжённые, отмеченные печатью жизненных невзгод. Эти фотографии помогают по-новому понять художников.

Весьма большим, важным и интересным был раздел графики: самые разные её виды, жанры, направления, техники и материалы. Следует напомнить, что высокий уровень графического искусства был характерен для Новосибирска всегда. Правда, в 60—70 годы активно работало Новосибирское книжное издательство, которое выпускало хорошо иллюстрированные книги, заказывало художникам их оформление. Те времена ушли в прошлое, о хорошей иллюстрированной книге, изданной в Новосибирске, можно только вспоминать, но традиции графического искусства живут и поныне. Искусствоведы отметили достижения графиков почётными дипломами в четырёх номинациях. Один из дипломов (возможно, самый ценный) «За развитие академических традиций в рисунке» был вручён А. Чернобровцеву, художнику-монументалисту, который на данную выставку представил графические работы, выполненные в лучших традициях русской классической школы. Мастерство и выразительность, с которыми эти рисунки выполнены, лишний раз свидетельствуют: русское реалистическое искусство продолжает активно развиваться.

Как всегда, очень заинтересовали всех работы А. Беляева. Примитивизирующая тенденция, которая была столь активна в отечественном искусстве 70-х годов, доведена Беляевым до абсолюта. Он показывает самое простое и, как оказалось, самое главное в жизни: природу, человека, вещи, его окружающие, добывание хлеба насущного. На этой выставке наряду с пастельными пейзажами «Хакасия» была представлена выполненная им в технике соуса серия «Дачные предметы»: «Грабли», «Инструменты», «Ведро и пила». Рисунки его простые, немного угловатые, но столь выразительные, что вызывают ассоциации с детскими или с наскальными рисунками первобытного человека. А легкая ирония художника подчеркивает мудрость современного человека, который понял, в чем смысл жизни и где искать земной рай. Он получил диплом «За виртуозное владение техникой в графике».

Современные художники не могут пройти мимо достижений современной техники. Обычно они активно используют возможности компьютерной графики и цифровой фотографии. Особенно это заметно при анализе произведений, представленных на проводящихся в Новосибирске международных биеннале графики. На данной же выставке таких работ было мало. Интересен триптих В. Мартынова «Gold Totem», выполненный в технике цифровой печати. Художник использует приёмы абстрактного искусства, создавая странные композиции, очень выразительные по колориту. Эти композиции не изображают, а скорее обозначают или выражают то, что изобразить (и описать словами) невозможно: символ некоего золотого божества.

В разделе декоративно-прикладного искусства наиболее серьёзно была представлена керамика. У нас в городе много мастеров этого вида искусства. Правда, далеко не все из них участвовали в выставке: летом многие художники в разъезде. Однако и тот небольшой раздел, с которым можно было познакомиться, свидетельствует не просто о наличии художников, но о наличии школы. При желании можно было бы показать достойные работы еще десятка художников. На выставке же было представлено творчество уже известного новосибирского керамиста, почти мэтра, В. Кузнецова, привлекли всеобщее внимание трогательные «Птицы» начинающей А. Гутник, а сама молодая художница получила диплом «За удачный дебют в керамике». Самый почётный диплом за это искусство получил Ю. Калашников: «За выразительность пластического воплощения философских идей в керамике». Действительно, каждая представленная им на выставке работа — это воплощённое в шамоте (вид керамики) размышление о человеке, его поступках, намерениях и возможностях. Одна из композиций так и называется — «Намерения». В ней в аллегорической форме выражена трагедия (и даже безысходность) человеческих желаний: никогда не сумеет человек катить тяжёлый круглый камень вверх по крутым ступеням, но всегда будет к этому стремиться. Раздел декоративно-прикладного искусства мог быть и больше: в городе есть мастера самых разных направлений. Может быть, сказалась ограниченность места?

Обычно на выставках главное внимание привлекает живопись — «мать и королева искусств». На этой выставке были представлены все ее виды и жанры. Правда, отдельные жанры — больше, другие — меньше. Больше всего было пейзажей: это характерно для нашей области. Из множества удачных работ разных мастеров трудно было выбрать лучшие: все по-разному интересны. Лучшим живописным пейзажем был признан «Наш берег» В. Протопопова. Художнику удалось создать светлый и трогательный образ. Работа отличается изысканным колоритом и своеобразной живописной фактурой.

Особенно привлекли внимание зрителей произведения одного из старейших новосибирских художников В. Копаева, который получил диплом «За сохранение традиций реалистического искусства». Он так показывает сибирскую природу, знакомые всем места, что они воспринимаются по-новому. Смотришь на его пейзажи, любуешься и удивляешься: как же раньше такую красоту не замечал?

К сожалению, мало было работ бытового и исторического жанра. Вообще сюжетная картина в отечественном искусстве переживает сейчас кризис. На нынешней выставке в этом смысле выделялись только работы Ю. Третьякова: «Жара», «Гармонист» и триптих «Охота на волков с поросёнком». Художник творчески интерпретирует традиции искусства примитива. Он, как обычно, изображает хорошо знакомые ему сцены деревенской жизни, нравы, обычаи и людей деревни. Однако его произведения лишены умиления и восторга перед патриархальностью крестьянской жизни. Гротеск, ироничное мышление современного человека придают картинам Третьякова второй план. В работах, представленных на нынешнюю выставку, это особенно заметно: в них появились особая острота, сатирические ноты.

Много было представлено работ философских, иносказательных, в которых окружающий мир изображен в символико-аллегорической форме. Такой подход к изображению реальности вообще характерен для современного искусства. Диплом за работы подобного плана («За развитие жанра фэнтези») получил В. Мандриченко.

Выставка представляла собой как бы срез современного состояния изобразительного искусства Новосибирска. Правление Новосибирского отделения Союза художников России организовало обсуждение выставки с привлечением художников, журналистов, искусствоведов, представителей государственных органов. За «круглым столом» было высказано многое из того, что наболело. Отметили, что на выставке не было работы, которая могла бы стать явлением в художественной жизни, которая бы запомнилась надолго. Отметили одно из достоинств выставки (и графики, и живописи): много реалистических работ, выполненных в традициях русской классической школы. Говорили об отсутствии настоящего выставочного зала, о бедности Союза, который не смог издать каталог выставки, о дальнейших путях развития искусства в области, о подготовке к региональной, зональной и всероссийской выставкам. А это уже будет экзаменом не для отдельных художников, а для всей нашей области, её искусства и культуры в целом.

Фотографии статьи
189-29.jpg
189-29.jpg
189-30.jpg
189-31.jpg