А проблема в психологии людей
Глава района Сергей Алексеевич Лысенко в ходе нашей встречи, говоря о стратегии развития, упомянул, что весной прошлого года, вскоре после его выборов на пост главы, в район приезжал губернатор Виктор Толоконский, который, выступая перед хозяйственным активом, сказал: проблема Мошковского района не столько в экономике, сколько в психологии людей.
Мы попросили главу Мошковского района Сергея Алексеевича ЛЫСЕНКО поделиться своими мыслями о нравственных и духовных проблемах, включая упомянутую «психологию людей», которые надо учитывать, с которыми надо работать в процессе развития.
— Скажите, вас задевают проблемы духовного воспитания?
— Где духовность забывается, там все приходит в упадок. Во время поездки в Краснодар мне понравилось, что там открыли памятник Екатерине II. Ситуация на Северном Кавказе взрывоопасная, и понимающие люди стараются очертить исторические корни. Для того чтобы жить в гармонии с другими народами, важно осознать самобытность своего народа. Иван, не помнящий родства, это манкурт, который готов разрушать все вокруг. Самый надежный корень — духовность, вокруг нее все строится.
Помню, в начале 90-х годов на сессии Мошковского поселкового Совета решали вопрос, что делать с опустевшим разрушенным зданием. Я выступил: «Мы на комиссии по делам несовершеннолетних сидим и понимаем, насколько бессмысленны наши нотации, когда речь идет о тяжелых случаях. Я человек, обладающий большим педагогическим опытом, формальную мораль читать могу, но эффекта нет, потому что у морали нет корней. Нужно отдать это здание под церковь». Один товарищ мне сказал после этого: «Я теперь с тобой даже здороваться не буду». Для него это был удар: как это так, передовой человек, и вдруг — за церковь. Сейчас на месте этого здания стоит Свято-Алексеевский храм.
— Что мешает на пути к духовности?
— Я часто размышлял об этом с детьми. Ни на один язык мира нельзя перевести фразу: «Чо, умный что ли?» Никто не поймет, о чем человек спрашивает. Только нам понятно, что это издевка. Один из приемов борьбы против личности, которая идет с давних времен. Народовольцев за грош продавали полицейскому, потому что пытались нести крамолу. И далее политическая система ставила «идеологически правильные» рамки. А тем, кто начинал размышлять и из них выбивался, задавали вопрос: «Чо, умный что ли?».
— Такой вопрос задает конкурирующее невежество?
— Да. Невежество, к сожалению, доминирует в обществе, не по качеству, а по численности. На то оно и невежество, по определению — завистливое и злое. Невежество во власти — ужасно. Самое большое несчастье иметь глупого начальника. Может быть испорчена жизнь многих людей, иногда целых поколений.
Бездуховен примат денег — результат переходного периода в нашем обществе. Сегодня главным условием при оценке, хороший папа или плохой, является количество накопленных, точнее, наворованных материальных ценностей. Это приводит к разрушениям основ общества. Если мы сохраним такой подход в понимании семьи, то у нас не будет не только семьи, но вообще ничего не будет.
— Что скажете про упомянутую «психологию» мошковчан?
— Район по сравнению с другими — самый молодой. Из-за того, что его расформировывали, он не успел развиться, и в годы перестройки пострадал намного больше других районов. Далее конкретизировать не буду. Разные причины приводят порой к формированию панических настроений, чувству безысходности в массовом сознании: тонем, погибаем, не выгребем. Для чего, к примеру, нашей стране была нужна «холодная война»? Представьте, как цыплята бегают вокруг квочки. Провели рукой над ними, они тень увидели, которая напомнила им коршуна, и сразу под квочку. Попрятались, потому что страшно — враги вокруг. Нам нужен был постоянно внешний враг, и его «присутствие» сплачивало нас воедино. Как только враги исчезли, и «квочки» не надо — все бегают свободно. А свобода — это опасно, поэтому нагнетается паника. Чем хуже, тем лучше.
— Что с этим делать?
— Говорить людям: давайте начнем с себя. Не будем надеяться, что завтра государство нас накормит кашей. Перестанем об этом думать в принципе. Государство накормит немощного и больного, а все остальные пусть выйдут, чтобы привести в порядок свою планету. В газетах объявления: требуются, требуются, требуются на работу. Руководители предприятий говорят: работы полно, но некому работать. Реакция на заработную плату: «Мы что, за 10 тысяч работать должны? Ведь это у станка надо стоять...» Лучше, мол, на биржу труда. Кто-нибудь прокормит: родители, бабушка-пенсионерка, социальная защита.
Когда есть возможности для иждивенчества, в том числе социального, люди просто-напросто развращаются. Существует биологическая и социальная ответственность индивидуума за свою жизнь. Так вот, мы все больше заглушаем на генетическом уровне этот механизм жизни и развиваем иной: биологическую и социальную безответственность. Обратите внимание, молодые народы, лишенные социальной поддержки, живут, плодятся, двигаются. А нас, если мы превратимся в общество потребления, может ожидать участь Рима, погибшего от тяжких пороков.
— За рассуждениями мы почти ничего не сказали, как много за полтора года сделано в районе, чтобы люди почувствовали себя самоценностью, чтобы им жилось и работалось лучше. На мой взгляд, темпы и размах дел и планов в целом по району рождают удивление: когда глава это успел? К примеру, вряд ли в другом районе строилось и реконструировалось за это время разом столько учреждений здравоохранения. Чтобы стало понятнее, как шло дело, позволю себе процитировать несколько строк стенограммы с вашего выездного личного приема населения в Ояше, где речь зашла о ремонте больницы. Глава района отвечает на вопрос: «Деньги на вашу больницу перечислены, и скоро она будет построена. Меня в области за настойчивость насчет вашей новой больницы прозвали танком. Здравоохранение в Ояше для меня просто дело чести, с ним ложусь и просыпаюсь. Здание, где находится поликлиника, планируем перестроить — сделаем две служебные квартиры для врачей. Будет решен квартирный вопрос, думаю, решится и кадровый». В ходе этой встречи вы пригласили одного из уважаемых ветеранов Великой Отечественной войны, пришедших «посмотреть на главу», на закладку камня под будущую больницу, сказав: «Я за вами лично приеду».
— Кроме здравоохранения, первоочередная задача — создание максимально эффективной среды обитания, чтобы у людей были желание и возможности «стартовать» и творить. Изменить психологию, то есть как осколки кривого зеркала из глаз вынуть, чтобы все видели, что здесь можно приложить руки.
— В вашей необычайной школе — центре образования, где ученики могли учиться музыке, пению, живописи, хореографии, заниматься разными видами спорта, читать прекрасные книги, где был зимний сад с водопадами, — место психологического отдохновения, где во время праздников возникал даже театральный персонаж — Школьный дух, вы создавали воспитательное пространство. Мыслите ли вы всю территорию района как воспитательное пространство для людей всех возрастов?
— Ну, конечно, я бы очень хотел, чтобы все пространство района, физическое и духовное, было этически и эстетически возвышающим людей. Простой образ: если кто-то от палисадника до дороги, наконец, разобьет розарий, я буду счастлив.
— За полтора года в районе были установлены памятник героям локальных войн, поклонный крест на въезде в район. Скоро вы будете открывать памятник «Мать и дитя войны». Скульптор Геннадий Леонидович Парамонов создал скульптурную группу за считанные месяцы.
— Я поддержал идею по созданию памятника Матери, Женщине, Мадонне с Ребенком, пережившим войну, думая о переменах в психологии людей. Это очень важный момент, который объединяет. Поэтому я предложил: пусть это будет народная стройка. Люди несли деньги, несли воспоминания, которые публиковала районная газета.
Участвуя в выборах, я хотел изменить сложившийся стереотип отношения к власти. Думаю, понятно какой. Принимая эту роль, можешь выглядеть белой вороной.
— А вы не боитесь этого?
— Вопрос на засыпку. Объясню, почему: я, наверное, по натуре не хочу быть серым. Я вообще этого никогда себе не позволял. Если я буду таким, просто будет неинтересно жить.