Не страшны ни дождь, ни слякоть
С Анатолием Евстафьевым, директором «Татарских электрических сетей», мы встретились на повороте к поселку Чаны.
— А вот и гости! Неужели наших насекомых не испугались? — поприветствовал нас Анатолий Николаевич. — Здесь еще ничего, вот в Кыштовке этой живности в два раза больше.
От Анатолия Николаевича мы узнали многое. Хозяйство «Татарских электрических сетей» самое большое в ЗАО «РЭС», так как охватывает сразу шесть административных районов: Чановский, Венгеровский, Чистоозерный, Усть-Таркский и Татарский, что составляет пятую часть территории Новосибирской области!
— Управлять таким хозяйством можно, только если на участках работают грамотные и ответственные люди. Не будет между ними понимания — порядка тоже не будет, — говорит директор.
Но в этом году отключения были совсем по иному поводу — природа постаралась. Шквальные ураганы начала мая тут будут еще долго помнить. В этот период оперативно-выездные и ремонтные бригады работали практически сутками.
— Тяжело пришлось, спали всего по 2 — 3 часа, — поделился начальник оперативно-диспетчерской службы Андрей Дудоров. — Звонки беспрерывно поступали на пульт, даже не успевали трубку класть — а уже новый вызов.
Поваленные деревья, оборванные линии электропередачи — это было только полбеды. Из-за полузатопленных дорог невозможно было пробраться к месту дефекта, в вязкой грязи застревали даже «уазики» и «Нивы». Выручали гусеничные вездеходы — на них можно даже по болоту пройти. Такая техника — не роскошь, а средство передвижения, особенно для Кыштовского, Венгеровского и Чановского РЭСов, буквально испещренных речками, озерами и болотами.
Самые сложные природно-климатические условия в Кыштовском РЭС. Мало того, что район приграничный, так еще и пересекается более чем 30 речками, а болот здесь и не сосчитать: 40% территории являются непроходимыми!
— В этом году природа превзошла себя, — рассказывает начальник Кыштовского РЭС Валентин Владимирович Комозенко. — Такого половодья у нас не было давно. До опор на лодках добирались. Ребята, конечно, у меня молодцы, никто не жаловался. Все понимали, что от них очень многое зависит, поэтому старались работать как можно более оперативно, придумывали наиболее рациональные пути устранения дефекта, тщательно планировали маршруты. Особенно трудно было добираться до отдаленных деревень, потому что смыло мосты — приходилось ехать в объезд и делать крюк километров в 90.
— Много бед принесли и грозы, — добавил начальник Венгеровского РЭС Сергей Владиславович Россов. — Опоры буквально раскалывало на части, только щепки летели. С этими напастями мы каждый год боремся, но в этом году грозы как с 20 июня зарядили, так каждый день где-нибудь, да сверкнет!
«Основная наша задача — транспорт электрической энергии, а также надежность работы оборудования», — эти слова генерального директора ЗАО «Региональные электрические сети» Владимира Шапортова в филиале воплощают в жизнь ежедневно. Ежегодно разрабатывается план-график реконструкции и ремонтов в соответствии с задачами первостепенной важности. Развивать сетевое хозяйство пока нет необходимости, даже имеется определенной запас прочности — потребности в электроэнергии уже не те, что были ранее. Многие промышленные предприятия и колхозы либо закрылись, либо значительно сократили объемы производства. Тем не менее жизнь начала потихоньку возвращаться в районы. Сегодня основные, но самые требовательные потребители «Татарских электрических сетей» — это акционерные компании сельскохозяйственной направленности, причем в основном те, которые занимаются животноводством. Поскольку сельское хозяйство имеет сезонный характер, то для сохранения имущества и сокращения краж цветного металла все оборудование «ТЭС» на зиму убирается, а весной монтируется снова.
— Каждый сезон для нас имеет свои особенности, — подчеркнул Сергей Россов. — Если в теплое время года в случае отключения электроэнергии сельскохозяйственные предприятия могут понести значительный экономический ущерб из-за порчи мяса или молока, то в холода под угрозой системы жизнеобеспечения.
— Хочу подчеркнуть, — прервал его Анатолий Евстафьев, — что очень многое в нашей работе зависит от человеческого фактора, от того, насколько оперативно сработает персонал. В своих сотрудниках я уверен, потому что случайных людей тут не бывает. Наш коллектив складывался годами, а это многое значит.