USD 108.0104 EUR 113.0947
 

«Нулевка» пришла в район

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ.
134-11.jpg
134-11.jpg



Нет, не для подстраховки, а чтобы сначала привести данные земли в порядок. Именно на это количество гектаров приросло хозяйство за счет вхождения в него новых дольщиков. Теперь территория «Рубина» раскинулась на части бывших площадей пяти хозяйств района, где залежные поля составляли порядка трех тысяч гектаров.

Уверенно говорить о сокращении производственных затрат в хозяйстве за счет оптимизации технологических процессов можно будет года через три-четыре. Пока сделан только первый шаг. А вот зачем был нужен такой «поход в неизвестность» для передового, стабильно работающего семеноводческого сельхозпредприятия, можно узнать и сейчас. В первую очередь инициатором нововведения выступил директор хозяйства Егор Кондратович Кин, он же убедил в необходимости другого подхода к работе на земле весь коллектив. Для человека, который считал, что не имеет права выходить на сев, если не было стопроцентной вспашки зяби и четырехкратной обработки паров, переход на «нулевку» — это целый переворот в сознании. Просто работать по старинке, с ежегодным снижением рентабельности в производстве зерна Егор Кондратович уже не мог. Больной вопрос для засушливой Кулундинской зоны — сохранение влаги в почве. Нулевая технология, помимо влагосбережения, препятствует воздушной и водной эрозии почвы, естественным путем улучшая состав земли. Пожнивные остатки на полях — стерня и мульча соломы — уже в этом году не дали сильным ветрам снести часть плодородного слоя земли с полей, когда такая картина наблюдалась сплошь и рядом на вспаханных полях.

При нулевой технологии весь процесс выращивания зерна делится всего на четыре этапа: посев, подкормка и защита растений, уборка урожая. Требуется одно — четко выдерживать технологию. «Специально для ленивых придумали так работать», — шутят механизаторы. И тут же начинают говорить о достоинствах своей новой техники, за один прием выполняющей целый ряд операций. Импортная техника на полях района уже давно не в диковинку, но и тут в «Рубине» сумели удивить: например, у них работает единственная не только в районе, но и в Сибири 16-метровая дисковая стержневая сеялка. А опрыскиватель «Монтана» на высоченных колесах, буквально бегающий по полю со скоростью 20 км/час? Он один за сутки обрабатывает 700 гектаров посевов.

— На оснащение специализированной техникой взяли огромные кредиты по национальному проекту. Если нам компенсируют 30 процентов затрат, как было обещано губернатором, то дело будет; если нет, то можно считать, что мы пойдем по миру, — так считает Егор Кондратович.

Но и без переоснащения технического парка другого выхода не видит. В его хозяйстве и так всё стараются использовать рационально, с максимальной отдачей. Например, создали стационарный комплекс для приготовления баковых смесей для гербицидной обработки и листовой подкормки растений. Экономят, во-первых, время: на заполнение одной емкости тратится две минуты. Во-вторых, готовят нужные смеси такого количества и качества, какие нужны на данный момент для работы. И если в «Рубине» закупили на этот год 800 тонн удобрений, то все они, можно смело утверждать, будут применены по назначению. Отвечает за это звено в технологической цепочке очень обязательный и серьезный человек Михаил Противень.

В небольшом коллективе хозяйства случайных людей нет, каждый на своем месте и на все руки мастер, потому и на «умной» технике работают без проблем. В этом году на посевной было задействовано всего 19 человек, посторонние не привлекались. Проезд к месту работы, бесплатные обед и ужин в страду, натуроплата зерном, сеном, зерноотходами плюсом к самой высокой в сельхозпроизводстве (и не только) по району зарплате — так в «Рубине» постоянно заботятся о своих работниках. Все это сплачивает коллектив, создавая положительные стимулы для трудового энтузиазма.

Главный агроном хозяйства Александр Кислых — один из самых молодых специалистов-аграриев. Он четвертый год в своей должности, да и вообще на производстве. Молодость не помеха грамотному ведению дела: анализ почв, характеристика каждого из полей агропредприятия с выкладкой по годам у него на компьютере. Агроном точно знает, где и какие минеральные удобрения вносить, что и когда на каком поле сеять, приступать ли к уборке. Он безоговорочно за No-Till, уже даже только из-за энергосбережения и кратчайших агрономических сроков. Непривычно смотрятся поля, засеянные по нулевой технологии, не хватает весенней черноты свежевспаханной земли, но затем видишь ровные ряды бороздок среди осенне-желтого покрова поля. А молодой агроном разъясняет, что в эти борозды и врезаны зерна будущей пшеницы, под каждое из них ровно на три сантиметра ниже заделки каждого зернышка внесено минеральное удобрение, так сказать, индивидуально, а сверху эти бороздки посевов еще и прикатаны.

Сколько ни приходилось встречать директора «Рубина» Егора Кондратовича на семинарах или других мероприятиях по сельхозпроизводству, он неизменно что-то помечал в блокноте, записывал. Хотя, казалось бы, что для него, ведущего практика-агрария, еще может быть ново?! А вот находит! Действительно, правду говорят, что умный человек любит учиться. Зато о работе своего хозяйства Кин рассказывать не любит, не считает ее какой-то особенной. Вот о рабочих кадрах — пожалуйста, с удовольствием представил механизаторов, водителей. Да и технику в работе показал, поделился планами: помимо навигаторов, установить на тракторах и комбайнах автоматическое управление, что, конечно, не заменит живых людей, но облегчит механизаторский труд.

По-разному относятся в районе к применению на практике именно рубиновцами нулевой технологии выращивания зерновых. Некоторые, но их меньшинство, откровенно считают это блажью директора богатого хозяйства. Большинство верит в успех, недаром же дольщики кинулись со своими земельными паями именно к Егору Кондратовичу, были ведь и другие варианты. Такое доверие к руководителю дорогого стоит. Время, как говорят, все расставит по своим местам. В «Рубине» на сегодня его чуть обогнали.

Много удивительных, пытливых земледельцев живет и работает на краснозерской земле, выращивая на своих полях десятую часть всех зерновых в области. Егор Кин — один из них, неспокойных. Думаю, что из своего первопроходческого опыта он секрета не сделает, и мы еще расскажем об этом своим читателям.