«Телефон доверия» — не для клеветы
В таких вопросах позиция руководства областного ГУВД жесткая: органы внутренних дел призваны защищать права и интересы граждан, и нарушение их прав самой милицейской системой, ее отдельными представителями недопустимо, будь то необоснованное задержание, волокита при расследовании уголовного дела, укрывательство преступлений или мздоимство.
Больше 12 лет в главном управлении внутренних дел по Новосибирской области работает «телефон доверия». Идея была продиктована необходимостью получения конфиденциальной информации от любого гражданина о готовящихся или совершенных преступлениях, замечаний и жалоб на самих сотрудников милиции. Чуть позже, в 1998-м, организована общественная приемная ГУВД, куда со своими бедами и заботами каждый год приходят до двух тысяч новосибирцев.
Это позволило сделать милицейское ведомство области более открытым, пока медленно, но верно укреплять доверие населения к милиции, найти помощников в деле охраны правопорядка и борьбы с криминалом. Еще несколько лет назад удовлетворительную оценку деятельности ГУВД давали чуть больше сорока процентов жителей Новосибирска и области, но потом это число выросло до 48%, а сегодня превысило «психологический рубеж» в 50 процентов.
— Работа милиции — это одна из сторон жизни общества, — говорит заместитель начальника ГУВД полковник Сергей Черней. — Мы не оторваны от жизни, но выполнять свои функции мы можем только совместно с гражданами. Речь идет о социальном партнерстве и об одном из его элементов — объективном информировании населения о происходящих событиях, в том числе и в работе милиции. Мы готовы ответить на весьма неприятные вопросы жителей Новосибирской области об отказах в приеме заявлений в дежурных частях, о нарушении прав доставленных в органы внутренних дел. Важно, чтобы люди не только писали заявления, но и приходили на личные приемы руководителей, одним словом, активно реагировали на действия милиции. Тогда получится диалог по тем вопросам, которые волнуют, наверное, каждого жителя Новосибирска и области.
От себя добавлю: конечно, «телефон доверия» — это хорошо: заметил нарушения рядом, взял и позвонил, и меры будут приняты. Но возникает вопрос: а если «телефон доверия» используется для клеветы, мести соседям или сотрудникам милиции, добросовестно выполняющим свою работу?
По признанию сотрудников милиции, этот вопрос остается открытым. По информации ГУВД, около ста подобных «жалоб» (из 340), поступивших в милицию в прошлом году, оказались клеветой. Как правило, «доносительство» раскрывается быстро и не приносит авторам никакой пользы. По одному такому случаю еще идет проверка. Утром в службу 02 поступил звонок из Заельцовского района. Нетрезвый гражданин, путаясь в словах, сообщил, что его ограбили сотрудники милиции. Люди в форме, на патрульной машине отобрали сотовый телефон «Nokia» и цифровой фотоаппарат «Canon».
Расследование чрезвычайного происшествия поставило на контроль руководство милиции Новосибирска. Почти сразу установили обстоятельства грабежа, которого… не было. Накануне вечером жертва ограбления «прожигал жизнь» в гостях у друга. Именно товарищ и стал главным свидетелем, полностью оправдавшим милицейский наряд полка ППС, обвиненный в грабеже. Когда захмелевший гость засобирался домой, то решил не брать с собой пакет с мобильником и фотоаппаратом. Возможно, из соображений безопасности.
Наряд ППС остановил изрядно пошатывающегося гражданина и доставил в медицинский вытрезвитель. Наутро, покинув заведение, он не обнаружил ни телефона, ни фотоаппарата, которые еще вчера были при нем. А дома, поправив самочувствие все тем же алкоголем, мужчина обвинил сотрудников милиции в ограблении.
«Украденные» вещи товарищ нерадивого потерпевшего привез на следующий день и попросил родителей не беспокоиться за телефон и фотоаппарат. Но сообщить о находке владельцу так и не удалось. Расстроенный случившимся, он заливал горе оставшейся водкой, засыпал, а просыпаясь, вновь набирал телефон 02 и требовал найти ограбивших его милиционеров.
Проверка его «заявлений» продолжается. Они подпадают под действие 306-й статьи Уголовного кодекса «Заведомо ложный донос», который предусматривает наказание в виде штрафа до двухсот минимальных размеров оплаты труда, либо лишение свободы на срок до 2-х лет.
— Именно сотрудники наружных служб — вневедомственной охраны, патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб милиции — очень часто становятся объектами ложных доносов, — констатирует командир полка ППС Марк Гаврилов. — Алкогольное опьянение до невменяемого состояния, желание супруга оправдаться перед женой за пропитые деньги и т. п. порождают рассказы о том, что человека обобрали милиционеры. Защищать честь добросовестных сотрудников необходимо, но не всегда проверки таких заявлений доводятся до логического конца — до обвинения человека в заведомо ложном доносе, до судебного разбирательства. Здесь нужна солидарная позиция, как органов внутренних дел, так и прокуратуры и судов.
Для справки: «телефон доверия» ГУВД по Новосибирской области 216-76-75. Еженедельно по средам с 18 до 21 часа прием ведут руководители управлений и отделов ГУВД.
Общественная приемная ГУВД расположена по адресу: г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 78. Часы работы с 10 до 18 часов. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 16 до 18 часов прием ведут руководители служб и подразделений ГУВД по Новосибирской области. График приема можно узнать по телефону 216-80-73.