Своя дорога ближе к успеху
Северные районы нашей области не очень пригодны для традиционных форм ведения сельского хозяйства. Хлеб урождался небогатым, а молоко часто пропадало, не доходя до переработки, — распутица просто изолировала жителей отдаленных сел от остального мира. Но, повторюсь, раньше сам процесс был важнее результата. Жесткий и беспощадный рынок быстро обнажил все проблемы, о которых предпочитали умалчивать. Работа ради работы поставила многие кыштовские хозяйства перед вопросом выживания — либо перемены, либо неизбежная финансовая смерть.
Сегодня в Бочкаревке живут 190 человек, из которых более трети — пенсионеры. Несколько десятков ребятишек, есть клуб, магазин, девятилетняя школа. А почти все трудоспособное население — около 50 человек — работает в сельхозкооперативе «Кедр». Хозяйстве, выбравшем собственную дорогу развития, что позволило некогда маленькому и скромному предприятию стать одним из самых успешных и перспективных в районе. Нельзя сказать, что бочкаревцы «изобрели велосипед», они просто взяли то, что лежало на поверхности.
Многие специалисты аграрного сектора, да и губернатор области Виктор Толоконский, неоднократно говорили о «своем пути» для тех районов, где климатические условия не позволяют эффективно заниматься производством зерна и молока. Одно из предлагаемых направлений — мясное животноводство, которое и выбрали в Бочкаревке.
Среди разномастного и разновозрастного крупнорогатого племени, находящегося на открытой площадке, гордо прогуливается почти 600-килограммовый бычара по кличке Корнет. Этот матерый герефорд не только самый крупный среди своих собратьев, но и, можно сказать, отец-основатель здешнего стада. Несколько лет назад его купили в племенном хозяйстве «Садовское» и стали скрещивать с телками черно-пестрой породы. Гибрид, конечно, получается уже не таким элитным, но характерные внешние признаки герефордов явно доминируют у молодняка.
— Можно сказать, — говорит директор СПК «Кедр» Александр Гладких, — что мы вывели свою, особенную породу. Помесь герефорда и черно-пестрой породы быстро набирает в весе, очень неприхотлива в содержании, да и мясо получается гораздо вкуснее обычной говядины. А бычков новой породы мы даже начали продавать в хозяйства нашего района.
Да, не оценить коллегам опыт бочкаревцев было сложно. За несколько лет в СПК забыли, что такое долги по зарплате и прочим платежам, падеж скота практически отсутствует, а затраты минимальные: летом животные на выпасах, зимой все время на открытой площадке. Уже в пять дней телят, не боясь, выводят на мороз, в общую группу, и те резвятся наравне с остальными. Развитие мясного направления и эксперименты с породами животных позволяют не только получать прибыль впервые за долгие годы, но и каждый год увеличивать стадо в среднем на 10 процентов. Явление по нашим временам достаточно редкое.
— По прошлому году, — подтверждает директор, — получили чистую прибыль в 137 тысяч рублей. Вроде бы немного, но для нас это ощутимый успех. И поголовье крупного рогатого скота у нас второе по численности в районе. Пусть всего 350 голов пока, но многие и этого не сохранили, разбазарив все, что было накоплено раньше.
Еще одно направление, которое становится популярным во всем Кыштовском районе, — разведение лошадей. В Бочкаревке их сейчас около 130, и есть планы на дальнейшее увеличение популяции. Эти животные еще менее прихотливы, чем быки, пасутся себе на заснеженных полях, питаясь подножным кормом. Даже сено, оставленное специально для них, почти не трогают. Но и таким образом умудряются быстро прибавлять в весе, а мясо лошадей пользуется не меньшим спросом.
Александр Евгеньевич Гладких в Бочкаревке уже более двадцати лет. Был период, около пяти лет назад, когда переманили его поближе к центру — в Коченевский район. Но директору и его семье новое место не запало в душу — кыштовская «окраина цивилизации» сильно манила обратно. Теперь уже Гладких говорит, что точно никуда больше не уедет: дела в хозяйстве и в деревне пошли на лад, появился стимул к развитию.
Опыт СПК «Кедр» — очередной пример того, что судьба человека, трудового коллектива, целой деревни может измениться в лучшую сторону, было бы желание. И всегда удивительно, почему простые и очевидные рецепты успеха непросто приживаются в больших масштабах. Помнится, «холодный» метод содержания молодняка тоже встретили с недоверием и опаской. На сегодня это один из главных и многими одобряемый метод. Инерцию преодолевать нелегко, особенно в сельском хозяйстве, но это необходимо. Маленькие «кирпичики», как в случае с Бочкаревкой, рано или поздно должны создать прочный фундамент для эффективного хозяйствования в масштабах всей области.