Недооценённые
Во-первых, и, пожалуй, в главных, она была еще и выборной. Причем, как удалось выяснить еще до начала основной части, уходил со своего поста главный фермер области, председатель совета АККОН Анатолий Наумкин. Проработавший, кстати, на этой должности 15 лет. Руководить бы ему и дальше, но Наумкин перешел на работу в администрацию Черепановского района, а совмещать два этих дела посчитал невозможным. Однако для человека, закрывающего такую большую веху в своей биографии, он выглядел чересчур оптимистично.
— А о чем грустить, — сказал Анатолий Семенович, — даже президент всего восемь лет работает, а я руководил полтора десятка. Проделан огромный путь: от первых «ростков» фермерства до мощной организации, которую уважают в России. Я бы образно разделил нашу историю на три этапа: становление, формирование районных ассоциаций и нынешний — когда фермерам необходимо выходить на главные роли среди сельхозпроизводителей области, осваивать региональные рынки.
Пока Наумкин в последний раз встречал участников конференции и почетных гостей, а в этот раз к фермерам приехали и председатель областного Совета депутатов Алексей Беспаликов, и вице-губернатор, главный аграрий области Виктор Гергерт, его преемник давал первые интервью в новой роли. Хотя Владимир Павленко и подчеркивал, что до его официального утверждения осталось еще несколько часов, было известно, что кандидатура молодого фермера из Коченевского района, председателя местной фермерской ассоциации и хозяина мощного хозяйства согласована на всех уровнях, и делегаты ее, несомненно, поддерживают. Что и подтвердилось в конце конференции.
В кулуарах меж тем царила обычная для таких мероприятий атмосфера: около 130 делегатов со всей области обнимались, обменивались рукопожатиями и последними новостями, рассказывали друг другу смешные истории из жизни. Ничто не предвещало, что вскоре настрой этих людей заметно ужесточится и в зале пойдет прямой и порой нелицеприятный разговор.
Действительно, с тех пор, как в России возродилось фермерство, произошел очевидный прогресс. Сформировались четкие структуры областной и районных ассоциаций, но главное, что сами фермеры перестали быть «пасынками» аграрного сектора. В 90-х годах новоявленных хозяев мало кто воспринимал всерьез, да и они сами многое для этого делали: были обособлены, отчетность, как правило, вели, как Бог на душу положит. Сегодня же сформировался целый пласт сильных крестьянских хозяйств, которые ни по уровню организации производства, ни по объемам получаемой продукции не уступают многим коллективным хозяйствам. В обороте КФХ и всего малого аграрного предпринимательства находится 455 тысяч гектаров земли, а на самом деле значительно больше, так как официальная статистика не учитывает краткосрочную аренду земель и те площади, что засеваются фермерами по устной договоренности. Все представители малых форм хозяйствования убрали в прошлом году 22,4 процента площадей зерновых культур по области. Вклад по валовому сбору зерна составил около 20 процентов. А в Тогучинском, Ордынском и Краснозерском районах, где фермеров больше всего, эти цифры достигают 30 — 40 процентов. Стабильно происходит прирост поголовья КРС и свиней, да и вообще никто не отрицает, что именно фермеры, а не коллективные сельхозпроизводители, в последние годы динамично развиваются, постоянно повышают свои показатели.
Фермеров якобы «заметили» и на федеральном уровне. Об этом делегатам конференции рассказал заместитель председателя совета АККОН Роберт Голиков, который в феврале был представителем нашей области на общероссийском съезде фермеров. С ними встречался министр сельского хозяйства Гордеев, заявивший, что аграрный сектор должен признать малый бизнес. «Мудро» подмечено, но кому, как не министру реализовывать этот тезис в первую очередь? А первый вице-премьер правительства и куратор национальных проектов Дмитрий Медведев высокопарно назвал фермеров «активными крестьянами» и посоветовал им активнее идти во власть, отстаивать свои интересы. Фермеров в России около двух миллионов человек, а вместе с членами семей — семь-восемь миллионов. Вроде бы немало, вот только не стоит ли за пожеланием «идти во власть» завуалированное признание, что на действующую власть «активным крестьянам» особенно рассчитывать не стоит?!
После выступления основных докладчиков из руководства совета АККОН слово было предоставлено самим фермерам. И если доклады делегаты слушали спокойно, то темпераментные выступления коллег регулярно прерывались аплодисментами единодушного согласия. Особенно прям и честен был руководитель крестьянского хозяйства «Рюрик» из Тогучинского района Евгений Подзоров:
— Недавно был принят областной закон о поддержке сельхозтоваропроизводителей, где фермеры поставлены в равные условия с крупными хозяйствами. Закон хорош, спору нет, миллиард триста миллионов рублей пойдет на безвозмездную поддержку села. Но только его приняли, продавцы техники сразу же взвинтили цены примерно на те же проценты, что обещаны в качестве компенсации. Мы месяцами, а то и годами ждем дотаций за семена, средства химизации, но всячески тормозится процесс выплат. Мы недосчитываемся миллионов рублей, на которые могли бы привлечь еще больше банковских кредитов в рамках национального проекта. А сейчас многим просто нечем поручиться, и все чаще фермерам отказывают в получении средств.
Вот вы, Виктор Александрович (обращается к руководителю департамента АПК Гергерту. — Прим. В. З.), всегда говорите, что на селе должен быть хозяин, эффективный собственник. Здесь, в зале, сидят стопроцентные собственники, и если большинство из них еле сводят концы с концами, то что-то неправильно в системе, верно?
Много было вопросов у выступавших по поводу средств, выделенных фонду «Новосибирский фермер» в 1996—2005 годах. Большинство денег до адресатов так и не дошло, и большинство фермеров уверены, что вряд ли дойдут.
Алексей Акимович Беспаликов заметил, что после 70-летнего истребления духа фермерства в стране за 15 — 17 лет светлое будущее не построишь. И посоветовал фермерам не говорить о своих проблемах «на кухнях», а активнее обращаться за поддержкой к депутатам.
— Лучше всего, — добавил Беспаликов, — напрямую ко мне, тогда вопросы будут быстрее решаться и в Совете, и в областной администрации. Поверьте, ни у кого из нас нет предубеждения против вас, но нужно активнее отстаивать свои интересы, и вас услышат.
Виктор Александрович Гергерт также не стал отрицать, что трудности существуют, но также призвал фермеров не ждать покорно милости от чиновников, а рисковать, брать инициативу в свои руки.
— В прошлом году, — отметил Гергерт, — только четыре крестьянских хозяйства взяли кредиты под залог земли. Это мизер. Да, время непростое, но необходимо учиться быть хозяевами не только де-юре, но и де-факто.
Несмотря на обилие серьезных проблем и местами резкий тон диалогов, впечатление от 18-й конференции АККОН осталось позитивным. Видно, что это не те люди начала 90-х годов, растерянные от внезапной свободы и собственной безрассудной смелости. Они — хозяева, все же крепко стоящие на ногах, знающие, что хотят, и готовые отстаивать свои интересы. Но без революций и ультиматумов, а в рамках правового поля. Да, у них схожие трудности со всем аграрным сектором страны: невнимание властей, диспаритет цен, старение трудовых кадров.
Но остается небольшая «заноза», ощущение, что к фермерам до сих пор относятся чуть снисходительнее, недооценивают их значимость и потенциал. Это похоже на ситуацию с подростком, которому все вокруг говорят, какой он умный, как многого он достигнет в жизни, что за ним будущее, но до больших дел так и не допускают. Мол, молод еще... Наши фермеры давно «повзрослели», и пора это понять и оценить.