USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Оставляем за собой право говорить публично о недостатках»

Беседовала Валентина МАЛЬЦЕВА. Фото Бориса МОСКВИНА.



Вот и на этот раз, посетив редакцию «Советской Сибири», Любовь Швец рассказала, что больше всего ее волнуют те законопроекты, которые касаются жизни самых обездоленных россиян не только напрямую (как законопроект о повышении базовой части пенсии), но и косвенно — все, что связано с развитием сибирской науки. Науку Любовь Никитична считает тем локомотивом экономики, который может преобразить страну, сделать ее богаче, а значит, и решить многие социальные проблемы.

— В каждый свой приезд на округ я встречаюсь с руководством СО РАН. Помогаю отслеживать дела во взаимоотношениях с Минфином, это особенно важно в год 50-летия сибирской Академии. В Академгородке много проблем, я не раз встречалась с его жителями, они обеспокоены предстоящей новостройкой — технопарком: возможным нарушением экосистемы уникального научного городка.

— Любовь Никитична, какие наиболее важные, на ваш взгляд, законопроекты вы продвигали в последнее время в Думе?

— На мой взгляд, Дума должна заниматься именно такими законами, важными для большинства населения. Но что мы видим в последнее время? Всерьез люди тратят массу времени на то, чтобы законами ограничить число «мигалок» на автомашинах. Я двенадцатый год в Думе, никогда не пользовалась «мигалками».

Вот посмотрите повестки дня последних заседаний: «уточнение», «увеличение срока давности», «включение в перечень», пресловутые «мигалки» — все частные вопросы... Зачем так неуважительно относиться к людям — заниматься мелочами, когда надо принимать принципиально важные законы.

Например, о повышении размеров базовых частей трудовых пенсий. Я выступала, говорила, что при росте доходов в 2007 году по отношению к 2006 году на 28 процентов, при росте состояний российских олигархов только в 2006 году в два раза рост пенсии на 2007 год предусмотрен всего на девять процентов, реальные доходы населения — на десять.

Все это происходит от формального учета уровня инфляции. Он рассчитывается, исходя из стоимости товаров и услуг широкого ряда. Так, если бриллианты или коттеджи упали в цене на десять процентов, подешевели услуги салонов красоты, то это повлияет на инфляцию. Но пенсионеры не потребляют подобного рода товары и услуги. Им нужно то, что всегда растет в цене: лекарства, услуги ЖКХ, транспорта, продовольственные и промышленные товары первой необходимости.

Именно этот фактор делает для пенсионеров уровень инфляции значительно выше среднего. Уровень роста их расходов не ниже 15 процентов даже по самой официальной статистике.

Притом что деньги на данный законопроект есть — трех триллионов рублей достиг стабилизационный фонд, а к концу 2007 года он составит, как минимум, 4,5 триллиона. Эти деньги используются в банковском обороте, приносят дополнительные проценты прибыли. Но... законопроект думское большинство заблокировало.

Особенно меня возмутило выступление одного из депутатов. Будучи несомненно состоятельным человеком, он довольно цинично ответил на вопрос коллеги: «Как можно жить на три тысячи рублей?» «Приходите ко мне, я вас научу», — таким был ответ.

— Любовь Никитична, вы парламентский старожил. Как, на ваш взгляд, изменился состав народных избранников? Это уже не те люди, что пришли туда на первой волне демократии?

— Что вы! Мы, первые представители избирателей, действительно считали себя ответственными за страну, за каждого его жителя. Не было кичливости, барства, которые я наблюдаю сейчас. В нашей среде приветствовались скромность, компетентность, работоспособность. Сейчас у меня такое ощущение, что многие избранники считают себя людьми другого сорта и не помнят про своих нищих избирателей.

— Но они же встречаются с людьми?

— Понимаете, теперь нет требований и отчетности по контактам с избирателями. Поэтому многие предпочитают ездить вслед за бюджетными средствами, которые выделены в тот или иной регион.

— А что из сделанного вами вы считаете удачей?

— Работая в бюджетном комитете, я стараюсь как можно больше сделать для области: узаконить финансовую помощь для социальной сферы. Так, удалось решить вопрос с выделением средств на завершение строительства трех психоневрологических диспансеров — в них нуждаются более 500 жителей области. Зафиксировали повышенный объем расходов на содержание и текущий ремонт коммунального хозяйства ряда районов моего округа. Как я уже сказала, постоянно под моим контролем финансирование объектов Сибирского отделения РАН, и в бюджете года ситуация в сравнении с 2006 годом выглядит более благоприятно, хотя я остаюсь во мнении, что наука нуждается в большей заботе. Удалось добиться увеличения нормативов отчислений на строительство дорог области, что дало на эти цели 300 миллионов рублей.

За каждую поправку в бюджет приходилось буквально драться, потому что в предвыборный год конкуренция уже ощущается на всех этапах работы над законами.

Очень порадовало включение в федеральную программу уникального Маслянинского льнозавода: таких предприятий в России всего два. Просто обидно, что Китай на рынке льна стал лидировать, продает изделия из льна по всему миру, включая Америку, получает огромные доходы. А ведь лен, и наш, сибирский, — исконно русская культура и как сейчас востребована модой!

— А что вас огорчает в работе Думы?

— Мало внимания уделяется базовым проблемам России. Единственный социальный закон, который приняла эта Дума, — о материнском капитале. Но и он фактически «отложенный» по исполнению, потому что деньги можно использовать по достижении ребенком трехлетнего возраста. Значит, фактически он начнет действовать с 2010 года.

— Фракция КПРФ предложила принять закон о деятельности оппозиции в России. Почему возникла необходимость регулировать ее?

— Добиваемся оставить за собой право говорить публично о недостатках управления страной. Партия входит в парламент, и если насмерть не задавят, будем входить в Думу, значит, часть общества поддерживает нас, мы обязаны выражать их мнение, иметь право на законодательную инициативу, в правительство выдвигать своих представителей. И не обязательно членов КПРФ, это должны быть вменяемые люди, которым доверяет общество.

Перспективы закона, на мой взгляд, плачевны. Показательно то, что в год выборов объявляется усиление борьбы с экстремизмом. Сюда можно вполне «вписать» и оппозицию. Закон о деятельности оппозиции носит политический характер, вряд ли будет принят, но мы не намерены сидеть сложа руки. Мы доведем его до общественности, будем проводить заседание комитета, рабочей комиссии, в которой немало заслуженных юристов. Этот закон курирует Анатолий Иванович Лукьянов — юрист с мировым именем.

Замечу, что оппозиционные силы — часть общества, недовольная политикой страны, и это не обязательно КПРФ. Может, таковой себя объявит «Справедливая Россия»?

— Как вы оцениваете реализацию проектов, объявленных национальными?

— Наиболее успешно, по-моему, развивается проект по здравоохранению. Во многих регионах построены современные медицинские центры, завезено новое оборудование, возведены клиники, комплексы медпомощи на колесах для срочного обследования и профилактики. В здравоохранении это выглядит как живой процесс, чего не скажешь про другие нацпроекты.

Но все эти успехи сопряжены у меня с беспокойством в целом за отрасль: ведь в федеральном бюджете значительно уменьшены расходы по социальной политике, в том числе хуже финансируются больницы, поликлиники, санчасти, а за счет этого виднее «блестящие» объекты. То есть говорить о каком-то равномерном подъеме отрасли никак нельзя.

Самый заваленный нацпроект — по жилью. Не разработаны технологии, чтобы молодые семьи воспользовались его возможностями. Наличие стройиндустрии и банков еще не означает их готовность работать с ипотечными кредитами в массовом порядке.

Волнует проект по сельскому хозяйству. Сама идея использовать программный принцип финансирования близка и понятна тем, кто знает эту науку и скажет: это часть успеха.

К примеру, племенное животноводство разрушили, теперь начинаем возрождать. Но почему не взять несколько направлений? Не все животноводством занимаются, есть другие отрасли, которые могут быть более успешны. То же льноводство. Лен настолько выгоден сегодня, во всем мире поднимается эта отрасль. Ведь, по существу, сферы работы на потребителя являются «второй ногой» государства, если первой считать нефть и газ.

Справедливости ради хочу сказать добрые слова в адрес министра Гордеева: не он виноват, что сельское хозяйство не развивается, как надо. Он борется за социальные программы села, стремится ослабить экспансию со стороны других стран по ввозу продовольствия. В целом аграрная программа в хороших руках, но она требует очень больших инвестиций, в том числе и со стороны государства.

Что касается образования, то тут смешение целей нацпроекта и одновременно идущей реформы, которая меняет отношение к школьным предметам. Мы должны говорить об образованности нации, а не сокращать литературу — это национальное достояние, ключ к пониманию души народа. Почему же ее, как и другие, не менее важные предметы, решили практически вывести из понятия культурной необходимости в развитии личности. Я против реформы, которая обедняет и упрощает программу лишь по той причине, что дети не справляются. Мы — послевоенное поколение — не самые сытые и ухоженные, справлялись с программами. Почему же сейчас дети падают в обморок при отличном питании и отсутствии дефицита продуктов? Может, причины в другом? В том, что физическим развитием, здоровьем детей никто не озабочен?

— Любовь Никитична, ваша популярность позволяет вам часто выступать в прессе. Какие средства массовой информации предоставляют вам такую возможность?

— Я много выступаю и в парламенте, и на комитете, и в прессе. Надо использовать хотя бы то немногое, что осталось от демократии, — гласность, силу слова. Публикую статьи в «Правде», «Новых известиях», за последний год у Ганапольского четыре раза участвовала в его программах, была часовая передача на канале «Столица», приглашают в качестве эксперта в «Частную жизнь» к Молчанову, на телевидение, на канал «Говорит Москва», радио «Свобода», компанию «Би-би-си», бываю у Дмитрия Быкова на его программе «Сити-FM». В основном это дискуссионные программы, где есть возможность высказать свое мнение, как бы остро оно ни звучало.

— Желаю вам успехов в этом нелегком предвыборном году!

— Спасибо!

Фотографии статьи
028-13.jpg