Всех «Орлов» получил «Остров»
Плюс к этому «Остров» получил еще «Орла» за лучшую мужскую роль второго плана — Виктор Сухоруков, и, конечно же, обладателем приза за лучшую главную мужскую роль стал Петр Мамонов.
Всего шесть статуэток, все первостепенные — абсолютный рекорд. Еще более удивительный тем, что Лунгин никогда не был человеком из круга Михалкова, не так давно конфликтовал с ММКФ, в общем «блатной» эту победу никак не назовешь.
«Дозор» ограничился наградами за монтаж и звук, «Живой» Александра Велединского по сценарию Игоря Порублева, «Мне не больно» Алексея Балабанова и «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова не получили вообще ничего. Еще один очевидный лидер сезона — фильм Бориса Хлебникова «Свободное плаванье» — был представлен в единственной номинации: «Режиссер монтажа» (Иван Лебедев), и тоже, естественно, «пролетел». Лучшей актрисой названа Анна Михалкова («Связь» Дуни Смирновой), а за лучшую женскую роль второго плана награждена Чулпан Хаматова («Многоточие» Андрея Эшпая).
Впервые на «Орле» случилось нечто подобное. Поскольку наградами здесь ведает не коллективный, а высший разум, распределение призов всегда было исключительно толерантным: без наград в той или иной номинации не оставляли никого из фаворитов. То, что произошло с «Островом», — абсолютная революция, дань благословению патриарха и общественным настроениям.
Что касается самой церемонии: в этом году традиционные авторы действа в первом павильоне «Мосфильма» (сценарий Геннадия Йозефавичуса, постановка Алексея Аграновича) достигли идеального формата. На редкость удачным ведущим оказался Иван Ургант. Никаких песен (танцев, фокусов, юморесок и проч.) в программе не было, за исключением пяти выходов пародирующих бардовский дуэт Ильи Олейникова и Юрия Стоянова, но они появлялись исключительно по делу: на мотив окуджавовской «Виноградной косточки» пропевали представления номинантов в главной категории: «Лучший фильм года». И некоторые характеристики, данные в их куплетах, оказались точны и забавны. Например, слова, намекающие на обилие в фильме скрытой рекламы: «Нет шампуня в «Дозорах» и средства для чистки засоров, значит, будут «Дозоры» и три, и четыре, и пять», — естественно, утонули в хохоте публики.
Что касается результатов, озвученных после представления номинантов, то собравшихся в этот вечер на «Мосфильме» они не только обрадовали, но и ошеломили.
Павла Семеновича Лунгина в любом случае хочется поздравить: он очень профессиональный, интеллигентный, одаренный, европейски образованный и много работающий режиссер. И «Остров», безусловно, лучший его фильм. Но хочется прислушаться и к тому, что сказал, получая статуэтку, Петр Мамонов (воспроизвожу его слова по памяти): «Мы сняли простой, хороший, человеческий фильм, и к той истерии, которая сейчас началась вокруг него, он сам никакого отношения не имеет». «Островная» же истерия, с точки зрения Мамонова, — очень неприятная вещь, и фильму, скорее, вредит.
В телевизионных номинациях обошлось без истерик и без неожиданностей. Лучшим мини-сериалом был признан «В круге первом» (телеканал «Россия», режиссер Глеб Панфилов), а сыгравшая в нем Инна Чурикова получила приз за лучшую женскую роль второго плана на ТВ. Лучшим сериалом — «Доктор Живаго». За экранизацию романа Бориса Пастернака «Орлов» получили также композитор Эдуард Артемьев, художник Виктор Юшин и Олег Янковский, приз которому вручали Ингеборга Дапкунайте и Марат Башаров, исполнив перед этим несколько эффектных поддержек в память о шоу «Звезды на льду», проходившем осенью здесь же, на «Мосфильме».