«Пару матчей проведу»
Спортивные организации намерены по этому случаю провести открытое первенство области среди ветеранов настольного тенниса. Договорились, что юбиляр известит меня о дате турнира. Через несколько дней Каптаренко сообщил, что в силу разных причин турнир состоится только 10 февраля.
Здравствование мужчины в 95 лет в нынешней России — это событие значимое. А если 95-летний Каптаренко на областном турнире ветеранов еще и думает сгонять пару матчей у теннисного стола — тем более!
Родился он в Петербурге в 1912 году, ребенком встретил Первую мировую войну, голодал в Гражданскую, запомнил НЭП и дожил до наступления немцев на Ленинград в 1941 году. Вот тут жизнь круто изменилась. Эшелон, груженный оборудованием, рабочими и специалистами Ленинградского авиазавода, за две недели добрался до Новосибирска и влился в завод им. Чкалова. Началась трудовая вахта войны. Когда после Победы все подсчитали, главный инженер завода Константин Лицкевич сказал Александру Каптаренко: «Можете считать, что один самолет сделали лично вы». Оно и неудивительно: каждую неделю советская авиация пополнялась сотней истребителей, изготовленных совместным трудом новосибирцев и ленинградцев в цехах завода им. Чкалова.
В 1950 году его пригласили в «Сибгипрогормаш» — проектный институт по разработке горных машин. В нем он работал до пенсии, вплоть до 1972 года. В «Сибгипрогормаше» в Каптаренко снова взыграло увлечение молодости — приобщение к спорту. До войны он серьезно занимался коньками и шахматами, в обоих видах приближался к уровню первого разряда.
В Новосибирске полюбился ему настольный теннис. И не просто полюбился: Каптаренко стал его фанатом — играл с воодушевлением сам, агитировал за него товарищей и коллег по работе.
Настольный теннис — вид спорта, не требующий особого инвентаря, а потому в 50 — 60-е годы он очень широко культивировался в многочисленных проектных и конструкторских институтах Новосибирска (их в ту пору насчитывалось в городе более сорока).
И летал теннисный шарик в коридорах этих институтов в часы досуга — в обеденные перерывы, до звонка на работу и после него. Вот в это благодатное время и начал развиваться еще один талант Каптаренко — судейский.
В 1964 году ему было присвоено звание «Судья республиканской категории», в 1973-м он стал судьей Всесоюзной категории. Теперь уже ни один крупный турнир в стране не обходился без судьи Каптаренко из Новосибирска.
Как-то мы посчитали — и получилось, что довелось ему быть в составе судейских коллегий более чем на ста союзных и республиканских чемпионатах и первенствах.
— Не думал, не гадал я, что географию страны постигну благодаря непоседливому теннисному шарику, — говорит Александр Александрович, перебирая свой архив в связи с приближающимся 95-летием.
Позади большая, непростая во всех отношениях жизнь, но все ее периоды Александр Александрович был на высоте, а брать эти высоты ему помогали спорт и природный оптимизм. В последние годы он периодически садится за пишущую машинку. Уже увидели свет две книги его рассказов.
Сейчас он работает над третьей, не забывая при этом о своем спортивном пристрастии и увлечении — настольном теннисе.
На снимке: А. А. Каптаренко на фото 2006 года.