Начинала с одной Ксюшки
Большой двор, новый сарай во всю длину. Скорее всего, это и есть свинарник.
— Что, не уехала, метели испугалась? — по-свойски заговорил глава муниципального образования Валерий Кукишев.
— Кого там, снегоход сломался.
Галина Анатольевна — женщина инициативная, деятельная. После смерти мужа осталась главой семьи, поневоле пришлось махнуть рукой на женские слабости. Впрочем, слабой она никогда не была, да и возможности такой не имела. Пятерых детей кормить надо!
В колхозе они с мужем брали на откорм по 300 голов молодняка КРС или свиней. Зарплата — третья часть от выращенного поголовья. Выходило неплохо. А перестройка началась — пришлось сменить профиль. Ловили рыбу, коптили ее на продажу. А потом одной пришлось тянуть этот воз. Работы в колхозе нет. Чем жить?
— И тут в газете я прочитала, что можно взять кредит на развитие хозяйства. Поехала в город, разобралась с новым делом. Сама на несколько раз все просчитала, с сыновьями посоветовалась.
Считать действительно пришлось долго и тщательно. На свиньях больших денег не сделаешь: слишком дорогие корма. Год растишь, а прибыль с головы не больше трех тысяч рублей. Свой труд, конечно, в расчет не берется. Вдобавок надо строить помещения, тратиться на горючее, витамины и лекарства. Но сначала надо еще молодняк купить.
А приехал перекупщик — дает по 75 рублей за килограмм. Да еще покочевряжится вволю: это срежь, это убери. И в результате хорошо, если без убытков останешься.
Это не бизнес. Вот если бы племенным свиноводством заняться… Такой молодняк стоит, конечно, очень дорого, но опять же кредит на что?
В результате таких раздумий на подворье Галины Анатольевны появилось 30 свинок породы «сибирская мясная». Покупка состоялась нынешней весной, так что говорить о каких-то результатах рано. Опыт по уходу за свиньями у хозяйки большой, поэтому поголовье здорово и хорошо набирает вес. Но это благополучие дается нелегко. Работу делят на двоих с сыном Алексеем, и заняты целый день.
— Можно было бы и поменьше возиться, но мне самой нравится. Ксюшки красивые, так и хожу от одной к другой. Сын ругается. Ты, говорит, еще диван в свинарник перетащи, чтоб можно было и ночевать здесь же!
Ксюшками она величает всех свинок. В честь своей первой, с которой пошло ее хозяйство в Квашнино. Как-то разговорились с главой муниципального образования. Она пожаловалась: «Тяжело, младшие девки в городе учатся, а у меня даже хозяйства нет. Тебе-то что не жить, у тебя полное подворье!» Валерий Кукишев ничего не ответил, а к вечеру возьми и привези ей поросенка. Так сказать, на развод. Сейчас той Ксюшке полтора года, и она пребывает в счастливой поре материнства. Тринадцать поросят принесла.
На деньги от кредита пришлось купить и племенного борова. Для чистоты будущего приплода. Ведь ставку Никитина решила сделать не на производство мяса, а на реализацию поросят. Сама молодняк покупала по 250 рублей за килограмм живого веса. Но даже если продавать племенных поросят будет дешевле, это все равно выгоднее, чем растить свиней на забой.
— Весной придется двор расширять, — прикидывает хозяйка. — Хорошо, дети помогают. Алеша всегда со мной, Володя тоже недалеко, в Зюзе, девочки на лето приезжают. Всем работы хватает, лишней минуты не просидишь.
— А зачем же тогда рыбалка?
— А кредит чем отдавать? Со свинок-то денег пока нет, вот и выкручиваюсь, как придется, чтобы в должниках не ходить. Не люблю, чтобы меня упрекали или стыдили. Люблю, когда приветливо здороваются, уважают.
Уважением банка она дорожит. Недавно взяла еще один кредит, на корма. Хозяйство ее сметает два мешка комбикорма в день. Дай три — и три сметет. Да и других расходов много. С грустью Галина вспоминает то время, когда они откормом занимались по договору с колхозом. Кормов было вдоволь, рыбий жир бочками привозили, лекарство — какое требуется и бесплатно. Теперь все из своего кармана…
Но работать надо. Под лежачий камень вода не течет.