...Безбрежный этот океан
Хорошо известный и в стране, и за рубежом Filarmonica-квартет подготовил оригинальную «славянскую» программу: квартеты чешских композиторов Антонина Дворжака («Американский») и Бедржиха Сметаны («Из моей жизни»). Музыканты сыграли эти произведения певуче, подчеркнув лирические моменты, которых в музыке квартетов было немало, а у Дворжака вдобавок остро прозвучали мотивы индейского фольклора, «найденные» композитором во время пребывания в Америке. Ансамбль сложился идеальный, техническая сторона не акцентировалась, она была всецело растворена в музыке.
Еще один концерт квартетного абонемента был составлен из произведений венских классиков: квартет № 3 Людвига ван Бетховена и два квинтета: Карла Марии фон Вебера и Вольфанга Амадея Моцарта. «Дополнительным» инструментом к струнным в квинтетах был кларнет. Это как раз к вопросу о редко исполняемой музыке: квинтеты с кларнетом звучат нечасто. Кларнетист из Канады Юлиан Милкис — высококлассный музыкант, его игра отличалась интонационной тонкостью, была точной по стилю, звук — красивым. Все это в комплексе создавало объемный художественный образ музыкальных сочинений, а если проще — все было просто очень красиво сыграно.
Концерт вокального дуэта из Гемании «Иль чиньо» («Лебедь») во всем являл собою прелесть новизны. Прежде всего — состав: Сванти Танс Фрайер — сопрано и Михаэль Либ — контртенор. Плюс инструментальное трио ансамбля «Insula magica». Второе — практически не звучащая вокальная музыка англичанина Генри Перселла и итальянца Клаудио Монтеверди.
И какая же это замечательная музыка, живая, мелодически яркая! Часто эту старинную музыку умеют лишь благополучно засушить, сделать скучной. Здесь — вдохнули в нее душу. Певцы исполняли арии и дуэты свежо, современно, обаятельно. И не вяло, а энергично, упруго, в хороших подвижных темпах. И снова совсем не думалось о технике, была лишь музыка, воплощенная самым современным инструментом — человеческим голосом.
Чуть разочаровали два концерта по первому абонементу — Новосибирского симфонического оркестра. В первом из них прозвучал фортепианный концерт Иоганнеса Брамса № 1 в исполнении Рустема Кудоярова, сыгранный грамотно и «правильно», но не порадовавший звуковыми достоинствами или открытиями в глубоко содержательной музыке Брамса. Подобным же отсутствием ярко индивидуального отношения к музыке отличалась и дирижерская работа Олега Солдатова. Правда, здесь пришлось задуматься: всякая ли музыка хороша, может быть, некоторые забытые произведения забыты по праву? Во втором отделении играли симфонию Вильгельма Стенхаммера, шведа, чью музыку дирижер извлек из глубин небытия. Первое ее исполнение в Новосибирске, вероятно, оказалось и последним, настолько она малоизвестна и банальна.
Второй концерт был по качеству намного выше — за пульт встал Томас Зандерлинг — главный приглашенный дирижер оркестра, авторитетный в мире музыкант. Рихард Вагнер (увертюра «Нюрнбергские местерзингеры»), Роберт Шуман (симфония № 4) и Сергей Рахманинов (симфония № 3) прозвучали «крупно», оркестр играл слаженно, однако не оставляло ощущение какого-то эмоционального «недобора». Это было всего лишь «чуть-чуть», но, увы, ощущалось.
Коллектив филармонии — камерный оркестр радует в последнее время интересными программами и солистами, выросшим исполнительским мастерством. В одной из программ коллектива соединились музыка популярная и неизвестная. Причем одного композитора — Антонио Вивальди. Инструментальные концерты и вокальные произведения исполнили гости из Петербурга — скрипач Владимир Шуляковский и певица Виктория Евтодьева, а также новосибирский исполнитель на лютне и гитаре Аркадий Бурханов.
Владимир Шуляковский играл на барочной скрипке — инструменте с жильными струнами. Мы услышали, как эта скрипка звучала тогда, в эпоху Вивальди, — совсем не так, как звучит она сейчас! Звук ее был мягким, некрупным, бархатным. Слушать такую скрипку было очень интересно, если бы не звуковой дисбаланс с оркестром, игравшим на современных инструментах, — совсем других по природе.
Еще один концерт камерного оркестра прошел под управлением Лукаса Гроена (Нидерланды). Он, что называется, добротно продирижировал серенадой Антонина Дворжака, на бис порадовав публику его же юмореской. А в первом отделении солировал на саксофоне новосибирец Андрей Турыгин. Пластично, выразительно, чувственным «золотым» звуком он сыграл произведения Мориса Равеля, Эйтора Вила-Лобоса и сверхпопулярного Астора Пьяцоллы. Какой хороший музыкант! — вот главное впечатление от его игры.
Концертный сезон в разгаре. Нас ждут новые встречи с безбрежным океаном музыки. А пока — с наступающим Новым годом!